Сочинение по направлению "Искусство и ремесло"
Слово «искусство» имеет несколько значений. Во-первых, это творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Существуют различные виды искусства: искусство слова (художественная литература), живопись, музыка, балет, театр, кино. Образность – главное свойство искусства. Во-вторых, искусством называют умение, мастерство, знание дела. Например, искусство владения художественным словом. В-третьих, это дело, требующее умения и мастерства.
Ремесло – это профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом. Но существует и прилагательное «ремесленный» с переносным значением «следующий шаблону, не обладающий творческой инициативой». Это значение несёт в себе пренебрежительный оттенок.
Попробуем раскрыть понятия «искусство» и ремесло» с точки зрения их противопоставления. Настоящее искусство обладает яркой индивидуальностью и творческой свободой. Ремесло – это действие по шаблону, оно лишено творческой свободы и уникальности.
Тема подлинного искусства раскрывается в романе М. А Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой не имеет имени, он отказался от него вследствие трагических обстоятельство, связанных с его романом о Понтии Пилате. Потерпев неудачу с публикацией своего заветного произведения, мастер бросил роман в огонь, но рукописи, как известно, не горят. Его достаёт из небытия Воланд, сатана, прибывший в Москву тридцатых годов двадцатого века с особой миссией. Во-первых, он хотел посмотреть на москвичей в общей массе и выяснить, изменились ли люди за две тысячи лет. Но, возможно, его появление в Москве связано и с сожжением романа, что для художника равно самоубийству.
Итак, главный герой – мастер и очень обижается, когда пролетарский поэт Иван Бездомный в клинике для душевнобольных называет его писателем. «Я не писатель, а мастер», - гордо произносит он. В отличие от членов писательской организации Массолит (Московской ассоциации пролетарских писателей), мастер обладает творческой свободой и независимостью, он пишет о том, что близко ему. Историк по образованию и музейный работник, однажды он выиграл в лотерею крупную сумму, уволился с работы, нанял в подвальчике на Арбате у застройщика две комнаты и засел за роман из эпохи Иисуса Христа как раз в то период, когда атеизм стал официальной «религией» государства.
А то, как занимаются творчеством советские писатели, изображено уже на первых страницах романа. На Патриарших прудах встречаются два писателя: Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого художественного журнала и председатель правления Массолита, и поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Предмет их речи – литература. Иван по заданию редакции написал антирелигиозную поэму об Иисусе Христе, изображая его чёрными красками. Берлиоз упрекал юного друга в том, что не нужно было изображать Иисуса в сатирических тонах, а нужно было показать, что Иисуса вообще никогда не существовало на сцене.
Итак, подлинное искусство связано с именем мастера, который свободен от «социального заказа» и идеологических установок, пишет о том, что его волнует и интересует. Пролетарские писатели только выполняют заказ государства, их творчество – простое ремесло, писание по заданному шаблону, лишённое творческой инициативы и свободы.