"Моё открытие Гоголя в поэме "Мёртвые души"
Юмор когда страшное смешно, сатира когда смешное страшно.
Станислав Ежи Лец
Поэма «Мёртвые души», написанная Николаем Васильевичем Гоголем в середине 19 века, навсегда останется в истории человечества на правах классики. В то же время, произведение имеет остросоциальный характер. В тексте, как в кривом зеркале отражается крепостная реальность России: жадные помещики, «мёртвый» народ, мрачное безразличие душ. Поэма «цепляет» читателя при помощи трёх китов: сатира, сарказм и гротеск. Николай Васильевич создал произведение комичное, юмористическое. Однако помимо смеха сцены вызывают угнетающее чувство тоски. Особый талант создавать мрачную картину жизнерадостными красками.
С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города. На него мы смотрим через призму мыслей Павла Ивановича Чичикова он то самое кривое зеркало, которое утрирует окружающую действительность. Что же мы видим? Обычная улочка расширяется и сравнивается с целым полем, дома на ней теряются. Зоркий глаз героя выбирает из окружающей картины гордое «Иностранец Василий Фёдоров», грубое противоречие смешит читателя. Перед нами картина, полная парадоксов и несоответствий. Вспомним тот же сад: в газетах сад из теннистых широколиственных деревьев, а по факту деревца не выше тростника.
Не только в описании города, буквально на каждом шагу мы видим иронию. Чего стоят характеры помещиков и чиновников: Манилова автор называет «весьма обходительным и учтивым», отражая и утрируя его же собственный лексикон. Собакевича писатель сравнивает со средней величины медведем, комично сближая образ героя с диким животным. Сатира в характеристике Ноздрева связана с противоречием: подобные ему люди хорошие товарищи, однако они «бывают весьма больно поколачиваемы». Обратимся к самому гротескному герою поэмы он вообще потерял человеческий облик, до того утрированы его черты. В мрачном эгоистическом одиночестве он отгородился от мира, его душа потеряла всё, кроме скупости.
Создавая образ многоликого зла, Николай Васильевич показывает реальность николаевской России, главной болезнью которой стало крепостное право.