Логотип сайта

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

  • Главная
  • Информация о сайте
  • Сочинения ЕГЭ
  • Выпускное сочинение
  • Поиск по сайту

Сочинения 13.1, 13.2 и 13.3 ОГЭ по А. С. Новикову-Прибою

Категория: Сочинения ОГЭ (ГИА)

Сочинения 13.1, 13.2 и 13.3 ОГЭ по А. С. Новикову-Прибою. Вариант 3 пособия Р. Дощинского

13. 1. Какую роль играют в тексте сравнения?

Сравнения, наряду с другими тропами (эпитетами, метафорами), - яркое изобразительно-выразительное средство, которое помогает точно и образно изобразить предмет или какое-либо явление. Для этого мастер слова один предмет, наиболее известный, сопоставляет с менее известным предметом.

Подтвердим верность этой мысли, обратившись к тексту русского советского писателя Алексея Силыча Новикова-Прибоя. Мальчик никогда не видел моря, не может себе представить, как выглядит водная гладь без берегов. Тогда случайно встреченный на пути матрос предлагает взглянуть герою в небо, в котором тоже нет берегов. Моряк говорит мальчику: «Так и в море». Сравнение моря с небом помогает ребёнку представить морскую ширь, не имеющую берегов (предложения № 39-41). 

Рассмотрим ещё один пример.  Рассказчик видит парящего в небе коршуна, и на ум ему сразу же приходит сравнение птицы в небесной вышине с кораблём «Победитель бурь». Это сравнение помогает герою зрительно представить, как выглядит корабль, идущий в бесконечном морском пространстве (предложения 45 – 47). Эта воображаемая картина вызывает у мальчика приятные чувства, он сравнивает её со сказкой: «Чудесно, как в сказке!»

Таким образом, сравнение играет важную роль в художественном тексте, так как помогает создать яркий образ, сопоставляя один предмет с другим. 

13. 2. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моё будущее там, где-то очень далеко, на синих морях, на беспредельных океанах, куда, как на орлиных крыльях, уносит меня юная фантазия!»

В тексте А. С. Новикова-Прибоя рассказчик поведал читателям историю из своего детства. Случайная встреча с матросом с корабля «Победитель бурь», общение с ним, рассказы о бескрайнем море, не имеющем берегов, повлияли на воображение мальчика.  Смысл финала текста я понимаю следующим образом: случай помог герою сделать профессиональный выбор, он начал связывать своё будущее с бескрайним морем, в нём возникает желание плавать на корабле, бороздить морские просторы. Воображение героя уносит его в водную стихию, именно с ней он связывает свою судьбу.

Для доказательства верности этих рассуждений обратимся к тексту. Матрос рассказывает мальчику не только о море, но и о морской службе (№ 48). Причём во время своего рассказа случайный прохожий увлекается сам и увлекает слушателя, который так захвачен и упоён морскими историями, что он уже связывает своё будущее только с кораблём, плавающим в неведомых морях.

И, как следствие этого желания, ребёнок заявляет матери, что станет матросом (№ 51). С этого моменты таинственный корабль, плавающий в морских глубинах, не выходит из головы героя, он уже не представляет своего будущего без профессии моряка.

Таким образом, финал текста отражает основную идею текста – герой раз и навсегда решил связать свою судьбу с морем. Так, случайная встреча повлияла на выбор рассказчика. 

13. 3. Выбор. Что влияет на выбор будущей профессии?

Выбор - это принятие единственно верного решения из представленных нескольких вариантов. На выбор будущей профессии может повлиять случай, когда человеку представляется будущая деятельность в сияющем и заманчивом свете. Он уже воображает, как будет заниматься любимым делом, отвечающим его интересам и увлечениям. 

Подтвердим верность этой мысли, обратившись к тексту А. С. Новикова-Прибоя. Случайная встреча с матросом повлияла на выбор главного героя. Мальчик с увлечением слушал рассказы о морской службе, его фантазия разгоралась всё сильнее, он уже воображал себя на корабле, блуждающем среди морских просторов. Теперь он связывал своё будущее только с морем.

Приведу пример из романа В. Каверина «Два капитана». На выбор Сани Григорьева повлияло случайно найденное письмо капитана Татаринова, который отправился с экспедицией на Северный полюс, но не достиг своей цели. Мальчик решил найти пропавшую экспедицию. Он поставил перед собой цель стать полярным лётчиком, сделав девизом своей жизни следующие слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Таким образом, выбор профессии связан с увлечениями и интересами человека. Этот выбор может возникнуть случайно, под влиянием какой-нибудь встречи. Но чтобы достичь поставленной цели, нужно приложить немало усилий. 


Текст

(1) Давно это было, ещё в детские годы...
(2) Помню тихий летний вечер. (3)Мы с матерью вдвоём с сумками за плечами возвращаемся в своё село. (4) Дорога, извиваясь, идёт красивым бором. (5)Впереди нас, в стороне от дороги, опираясь на локоть и поглядывая в синюю даль, лежит человек в одежде такой странной формы, какой я ещё не видел ни разу.
-(6)Это кто? - спрашиваю я шёпотом у матери.
-(7) Матрос... (8) Это из тех, что на кораблях плавают...
(9) Когда мы с ним поравнялись, он поднялся и, окинув нас взглядом, бойко бросил: Здорово, божьи люди!
(10) Куда держите путь?
(11) Мать что-то объясняет ему, а я смотрю на него и не могу скрыть удивления.
(12) Чёрные брюки навыпуск, синяя рубаха с широким воротом хорошо подходят к его стройной фигуре. (13) Фуражка с белыми кантами, без козырька, сдвинута набекрень, отчего лицо его, покрасневшее от жары, кажется очень отважным.
(14) Ещё больше приводит меня в изумление надпись золотом на атласной ленте, охватывающей фуражку и спускающейся, как две косы, до середины спины.
(15) Я несколько раз читаю на ней два таинственных слова: «Победитель бурь».
(16)Меня интересует надпись на фуражке.
(17)Это, браток, название корабля, на котором я плавал.
(18) Ты... плавал? (19) По реке?
(20) Нет, по морям...
(21) Вот это занятно! восклицаю я.
(22) Взволнованный, обуреваемый жаждой знания, пристаю к нему с расспросами.
(23)Море! громко восклицает он, поглядывая на меня зоркими серыми глазами. (24) Это, брат, раздолье! (25) Эх! (26) куда ни поверни корабль, везде тебе дорога. (27) Гуляй, душа! (28) Любуйся красотами мира! (29)А какой только твари в нём нет! (30) Часто даже не поймёшь не то это рыба, не то зверь какой. (31) Да ты, малец, хоть бы одним глазом ваглянул на море, так и то ахнул (32) бы от удивления... Дальше он рассказывает мие о кораблях, как они устроены и как управляют ими. продолжает матрос, вторую, а кругом всё вода
(33)Ты спрашиваешь, видны в море берега? довольный моим напряжённым вниманием к его рассказам.
(34) Ничего, брат, не увидишь, хоть залезь на самую высокую мачту. (35) Иногда плывёшь неделю, и вода...
(36) Глядя на реку, посеребренную косыми лучами вечернего солнца, я стараюсь представить величину моря, но мне всё время мешает противоположный берег.
(37) Как же это так, берегов не (38) Матрос улыбается. (39) видно? Посмотри на небо. (40) Где берега в нём? (41) Так и в море. (42) И такое же оно глубокое. (43) Ну как, браток, просторно, а?
(44) Я иду, запрокинув голову, обводя глазами бездонную синь неба, откуда весело льются песни жаворонков, и вижу парящего коршуна. (45) Вот так, думается мне, и должен плыть корабль «Победитель бурь». (46) Хорошо! (47) Чудесно, как в сказке!
(48) Матрос рассказывает мне дальше о морской службе, увлекаясь сам, увлекая и меня. (49)Я захвачен, упоён рассказами моряка, передо мною разворачивается картина новой жизни, полной интересных приключений. (50) Будущее уже рисуется мне на корабле, на «Победителе бурь», плавающем в неведомых морях, по безбрежному простору, залитому горячим солнцем, или в схватках с ураганами, под тяжёлыми грозовыми тучами, среди бурлящих волн.
(51) Попрощавшись с попутчиком, я возвращаюсь к матери и решительно заявляю, что обязательно стану матрссом.
(52) «Победитель бурь», этот таинственный и чудесный корабль, плавающий где-то в далёких водах, не выходит у меня из головы. (53) Матрос зажёг в моей голове новые звёзды, раздвинув передо мною мир, открыв широкие возможности. (54) Моё будущее там, где-то очень далеко, на синих морях, на беспредельных океанах, куда, как на орлиных крыльях, уносит меня юная фантазия!

(По А. С. Новикову-Прибою)
Похожие материалы
  • «Один словарный состав...» Л. Успенский сочинение
  • Что такое внутренний мир? по С. Лубенец
  • ​​​​​​​ Что такое доброта? (по В.А.Бахревскому)
  • ​​​​​​​Что такое драгоценные книги? (по А.Лиханову)
  • Что такое произведение настоящего искусства?...
  • Что такое настоящее искусство? По В.Астафьеву
  • Что такое материнская любовь? М. Агеев
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Оценка: 4.7 из 3

💬 Чат ЕГЭ В Telegram. Вступить

Copyright Vopvet.Ru © 2025 Хостинг от uWeb