Сочинения ЕГЭ:
Результаты проверки работ экзаменуемых
(с комментариями)
Критерий |
Баллы |
Комментарий |
К1 |
1 |
Проблема сформулирована |
К2 |
1 |
Содержание исходного текста понято, но ход рассуждения автора прокомментирован нечетко, заключительный вывод не сформулирован и не объяснен. Имеется опора на исходный текст. |
К3 |
1 |
Позиция автора сформулирована верно. |
К4 |
1 |
Позиция учащегося выражена (главным образом в первом абзаце сочинения, где цитируется древнее изречение) и аргументирована (в последнем абзаце – 1 аргумент не из художественной, публицистической или научной литературы), но недостаточно четко: не выражено мнение о характере поощрения труда. |
К5 |
1 |
Есть одно нарушение абзацного членения. |
К6 |
1 |
Учащийся использует разнообразные синтаксические конструкции, модальные выражения, уместно применяются такие средства выразительности, как градация, лексический повтор, инверсия, однако имеются неудачно употребленные словосочетания. |
К7 |
1 |
3 орфографические ошибки: осазнает, будет не конкретным, иметь ввиду. |
К8 |
0 |
Более 5 пунктуационных ошибок. Наличие тире можно считать авторским знаком. |
К9 |
1 |
1 грамматическая ошибка: о Августе. (Есть ошибки, которые могут быть квалифицированы как грамматические, но больше оснований считать их пунктуационными.) |
К10 |
0 |
Более 3 речевых ошибок: в краткости (вместо вкратце); использует … употребление; причастность автора к теме; особенность заключена…; синонимы, располагающие к осмыслению; эмоциональность выражена в употреблении…; над этим вопросом, затронутым в тексте; мое мнение будет неконкретным. (Повтор слова теперь относим к оговоркам и опискам.) |
К11 |
1 |
Этические ошибки в работе отсутствуют. |
К12 |
1 |
Фактических ошибок нет. |
Итого: |
10 |
|
Экзаменационная работа № 2
Результаты проверки работ экзаменуемых
(с комментариями)
Критерий |
Баллы |
Комментарий |
К1 |
1 |
Проблема сформулирована. |
К2 |
0 |
Содержание исходного текста понято неточно и отражено с искажениями. Неверно интерпретирован последний абзац исходного текста. Опора на исходный текст минимальна. Есть фактические ошибки (автор исходного текста не упоминал ордена и медали за боевые заслуги в Великой Отечественной войне). |
К3 |
1 |
Позиция автора сформулирована верно. |
К4 |
1 |
Позиция учащегося выражена нечетко, хотя и аргументирована (1 аргумент из жизненного опыта). |
К5 |
0 |
Имеются серьезные нарушения логичности, последовательности и связности изложения. |
К6 |
0 |
Речь характеризуется бедностью словаря, неточностью словоупотребления, преобладают трафаретные фразы. |
К7 |
2 |
1 орфографическая ошибка (нельзя ни согласиться). |
К8 |
2 |
2 пунктуационные ошибки. |
К9 |
2 |
Грамматических ошибок нет. (Неудачно построенное предложение относим к речевым недочетам.) |
К10 |
0 |
Более 3 речевых ошибок. |
К11 |
1 |
Этические ошибки в работе отсутствуют. |
К12 |
1 |
Фактических ошибок нет. |
Итого: |
11 |
|
Исходный текст
(1)Помню, еще в 60-е годы, когда слушал я о правительственных наградах труженикам сельского хозяйства, вырастившим хороший урожай кукурузы, меня мучила мысль: а почему же американское правительство не наградило орденом фермера Гарста, вырастившего на своей ферме рекордный урожай кукурузы?
(2)Да за что же ему орден-то давать? (3)Постарался, получил за свою кукурузу приличные деньги. (4)Что еще? (5)И тут же сам собой получился вывод: награждая орденами и медалями за честный, хороший труд, правительство как бы официально подтверждает, что оно недоплачивает труженикам! (6)Больше того, выдавая награды передовикам, оно внушает трудящимся массам мысль, что честный, добросовестный труд – это такое геройство, такой подвиг, что он под силу только немногим героям, а от обычных людей требовать честной работы нельзя!
(7)Это обескураживающее открытие долго не давало мне покоя, пока совершенно случайно я не нашел разгадку в «Жизни двенадцати цезарей» Светония. (8)Оказывается, цезарь Август был очень скуп на почетные государственные награды. (9)За услуги государству он всегда старался расплатиться деньгами. (10)И только уж тогда, когда услуга не поддавалась денежной оценке, он со скрипом соглашался устроить такому человеку чествование, триумф, почетный знак или иную государственную награду. (11)Когда Августа спрашивали, почему он так скуп на награды, он отвечал, что деньги всегда можно найти, но если упадет репутация государственной награды, то восстановить ее ничем нельзя.
(12)Вот в чем дело! (13)Вот почему правительственные награды нельзя давать за честный, качественный, добросовестный труд, за который можно расплатиться деньгами. (14)Награды нужно давать за такие деяния, за такие услуги государству, выполняя которые человек ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, самою жизнь.
(15)Много лет я считал эти рассуждения бесспорными. (16)Но сейчас я вдруг понял: нет, они не абсолютны! (17)Они справедливы, когда государство благоденствует и процветает. (18)Но когда Отечество в опасности и у государства нет средств на справедливую оплату, оно вправе давать за труд правительственные награды как признание заслуг, невыразимых в денежном исчислении. (19)Вот почему я новыми глазами смотрю теперь на стариков, когда вижу на их пиджаках и кофтах скромную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
(По Г. Смирнову)
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
1. Проблема оплаты труда со стороны государства. (Должно ли государство заботиться об оплате труда людям?) |
1. Государство должно тем или иным образом поощрять труд людей. |
2. Проблема выбора способов оплаты труда людям. (Какой должна быть оплата труда со стороны государства? Какой способ лучше?) |
2. Если государство благоденствует, то подходящий способ оплаты труда – материальный. Если же государство в опасности или не имеет достаточных материальных средств, то оно вправе за труд давать правительственные награды. |
3. Проблема поощрения людей в России и за рубежом. (В чем принципиальное отличие систем поощрения людей в России и за рубежом?) |
3. За рубежом принято поощрять людей за труд материально, в России же за честный, качественный, добросовестный труд дают правительственные награды. |