Ниже расположены два сочинения формата ЕГЭ по тексту В. Конецкого с комментарием эксперта.
Экзаменационная работа № 1
Экспертная оценка работы № 1.
Критерий |
Баллы |
Комментарий |
К1 |
1 |
Проблема исходного текста сформулирована верно и чётко. |
К2 |
2 |
Содержание исходного текста понято правильно, проблема прокомментирована. Имеется опора на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблем, нет. |
К3 |
1 |
Позиция автора сформулирована экзаменуемым верно. |
К4 |
3 |
Мнение учащегося о назначении искусства чётко выражено (в третьем абзаце сочинения) и аргументировано (в четвёртом абзаце сочинения). Опираясь на знания, жизненный и читательский опыт, экзаменуемый привёл 3 аргумента в доказательство собственной позиции: 1 – слова Гёте об искусстве, 2 – свои воспоминания о восприятии живописи голландских художников, 3 – впечатления от прослушивания шотландской волынки. Однако учитываются только первые 2 аргумента. |
К5 |
2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста. |
К6 |
2 |
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, богатством используемой лексики, разнообразием грамматических форм, уместностью применения средств художественной выразительности (метафор, эпитетов; восклицательных предложений, рядов однородных членов). |
К7 |
2 |
Есть 1 орфографическая ошибка: по-мнению В. Конецкого. |
К8 |
2 |
3 пунктуационные ошибки: четвёртый абзац сочинения – отсутствует запятая после прямой речи (в цитате), не отделено запятой вводное слово например (там же), во втором абзаце работы нет тире в бессоюзном сложном предложении (внутри одной из его частей). |
К9 |
1 |
Допущено 2 грамматические ошибки. |
К10 |
2 |
Есть 1 речевая ошибка (что допускается): ощущение синонимично (вместо равнозначно). |
К11 |
1 |
Этические ошибки в работе отсутствуют. |
К12 |
0 |
Допущена 1 фактическая ошибка в фоновом материале: шотландская волынка – поля Англии (4 абзац сочинения). |
Итого: |
19 |
|
Экзаменационная работа № 2
Критерий |
Баллы |
Комментарий |
К1 |
1 |
Проблема исходного текста сформулирована верно (первый абзац сочинения). |
К2 |
0 |
Содержание исходного текста понято правильно, но проблема не прокомментирована. Во втором абзаце сочинения в качестве комментария приводится цитата из исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблем, нет. |
К3 |
1 |
Позиция автора сформулирована верно. |
К4 |
0 |
Экзаменуемый сформулировал своё мнение о проблеме, поставленной автором текста, согласившись с позицией автора, но не привёл аргументы. |
К5 |
2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста. |
К6 |
1 |
Сочинение характеризуется разнообразием грамматических форм, но допускаются ошибки в словоупотреблении. |
К7 |
2 |
1 орфографическая ошибка: передовать. |
К8 |
2 |
Есть 3 пунктуационные ошибки: во втором абзаце отсутствуют кавычки в цитате из исходного текста; в последнем абзаце сочинения нет запятых между частями сложных предложений. |
К9 |
1 |
1 грамматическая ошибка во втором абзаце сочинения: ошибка в построении сложного предложения. |
К10 |
2 |
1 речевая ошибка: повтор однокоренных слов (пример – например) во втором абзаце сочинения. |
К11 |
1 |
Этические ошибки в работе отсутствуют. |
К12 |
1 |
Фактических ошибок нет. |
Итого: |
14 |
|
Исходный текст. В Конецкого
(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.
(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?