Структура сочинения формата ЕГЭ
- Вступление + формулировка проблем
- Вступление (Попробуйте удивить проверяющего необычной ассоциацией…)
1. Назывное предложение.
Отцы и дети…
Одиночество…
2. Анализ заголовка текста (если есть) или рассуждение о заглавии, которое вы могли бы дать данному тесту.
3. Цитатное вступление.
«Чужого горя не бывает»,- писал К. Симонов. Этими слова русского поэта…
«Старость с добром не приходит»,-гласит пословица. Я вспомнила её, читая…
4. Цитата из предлагаемого текста
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…» -этой цитатой из текста Е. Сикирич мне хотелось бы начать своё сочинение –рассуждение .
5. Описания впечатления, которое произвел данный текст.
6. Сведения об авторе.
Даниил Гранин известен читателю прежде всего как художник слова. Его публицистические произведения заставляют задуматься….
7. Ряд риторических вопросов, созвучных проблеме текста.
Что такое одиночество?
Какая она, материнская любовь?
В чём суть проблемы отцов и детей?
8. Приём сюжетной зарисовки
«Ребёнок бежит по лугу. Земля, как колыбель, мягка, и малышу уютно, как дома. Что должно было произойти, чтобы человек, вышедший из лона природы, забыл о матери всего живого на земле? Эту проблему…»
9. Ассоциация с произведением любого рода искусства.
Текст известного…… напомнил мне фильм-победитель Манхеттенского фестиваля короткометражного кино «Одна сотая секунды…». Дело в том, что и…
10. Реально имевшая место быть ситуация, показавшая, насколько актуальна проблема, поднятая автором текста.
11. Обратить внимание на глубину исторических корней проблемы, поднятой автором предложенного вам текста.
- Формулировка проблемы.
- Сформулировать проблему – значит разгадать замысел писателя, верно понять ту мысль, которую автор вложил в своё произведение: как человек должен поступать, что он не должен делать...
- 2 варианта формулировки проблемы:
1) слово «проблема» + существительное в Р.П.: после слова «проблема» должно идти слово - обозначение отрицательного явления или нейтральное (безоценочное) слово:
*Проблема загрязнения, конфликтов, отсутствия…
*Проблема отношения, влияния, необходимости вовлечения…
2)вопросительное предложение: *Может ЛИ…
- Проблему рассматривают, исследуют, анализируют, раскрывают, поднимают, затрагивают
- Проблема может быть острая, важная, животрепещущая, спорная,
актуальная, серьезная, общественно значимая, злободневная, насущная, назревшая, наболевшая, мучительная, первоочередная.
КЛИШЕ:
- «_______?» – эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор (Ф.И.О.)
- «_______» – так можно сформулировать главную мысль текста.
- «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
- «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этому вопросу, находит в ней что-то свое, новое…
II. Текстуальный комментарий проблемы
- В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ
1. Пересказа исходного текста или любой его части
2. Рассуждений по поводу всех проблем текста
3. Общих рассуждений о тексте
Прокомментировать проблему – значит проследить, каким образом автор раскрывает её в КАЖДОЙ МИКРОТЕМЕ.
Главное – акцентировать внимание не на поступках ГЕРОЯ (в этом случае получается пересказ), а на действиях, мыслях, чувствах АВТОРА!!!
Алгоритм действия.
- Разделить текст на микротемы (чаще всего каждой микротеме соответствует абзац)
- Выделить основную мысль (аспект) каждой микротемы, сформулировать её в виде вопроса.
- Определить, как (используя какие средства) автор помогает читателю увидеть эти аспект? Какой реакции читателя (что понимает читатель) ожидает автор, используя то или иное средство, рисуя ту или иную ситуацию, описывая героя…- т.е. проследить ход мысли автора поаспектно (чаще всего поабзацно).
Автором могут быть использованы следующие средства:
|
Стилистические средства
|
- Если текст публицистический, то
-автору не безразлична проблема, которая волнует каждого из нас, поэтому он так эмоционален, что выражается в…
- чтобы воздействовать на читателя, автор не скрывает своих убеждений, даёт прямые оценки явлениям и событиям…
- Если текст художественного стиля, то
- анализируя проблему, автор обращается к конкретным примерам из жизни своих героев… или описывает конкретные ситуации из жизни своих героев…
- чтобы дать читателю возможность представить, почувствовать, понять чувства героя… автор рисует образы противоположных героев…
- вызывая у читателя чувство … , автор вовлекает нас в разговор о…
|
Композиционные
средства
|
- Обратная композиция (действие начинается с
финальных событий и восстанавливается в ходе
повествования)
- Кольцевая композиция (начало и конец текста объединены одним местом, героями)
- Зеркальная композиция (автор использует «симметричные» эпизоды, ситуации…
- Ретроспекция (возвращение героев в прошлое)
- Рассказ в рассказе
|
- Эпиграф
- Диалоги
- Внутренние монологи героя
- Портреты
- Пейзажные зарисовки
- Приём противопоставления (антитезы)
- Типы речи (описание, повествование, рассуждение)
- Название текста (если оно предлагается)
- В нём сформулирована основная проблема теста?
- В нём отражен кульминационный момент?
- В нём заявлена авторская позиция по данной проблеме?
|
- Выстроить комментарий: начало комментария, основная его часть, заключение комментария.
- Начало комментария. Примерные речевые конструкции.
- Проблему… автор раскрывает на примере…
- Чтобы привлечь внимание читателя к этой проблеме, автор…
- Проблему… автор раскрывает, обращаясь к примеру…
- Анализируя проблему…, автор рассказывает о том, как…
- Комментируя проблему, хочется остановиться на некоторых её аспектах, которые привлекают внимание автора.
- Анализируя проблему, автор рассуждает о …
- Анализируя проблему, автор описывает… повествует о …
- Продолжение комментария, его основная часть. Примерные речевые конструкции.
- В центре внимания автора…
- Для того чтобы читатель понял, насколько … , автор противопоставляет …
- Автору важно понять…., и для этого он…
- Особое внимание уделяет автор следующим аспектам проблемы:…
- Чтобы читатель «увидел» эти аспекты, автор…
- Автору важно понять причины, по которым …, и для этого он…
- Автора волнуют мотивы, обусловившие принятие героем ого или иного решения;
- Особое внимание автор уделяет последствиям сделанного выбора;
- Важное место в повествовании занимают диалоги, внутренние монологи героя, портретные характеристики……. Именно этот приём позволяет читателю понять… Именно они усиливают эмоциональное воздействие повествования
- ……. – именно эти приёмы (выразительные средства, риторические фигуры) помогают понять основную мысль автора (уверенность автора в том, что…)
- … - эти художественные детали подчёркивают, насколько важен для автора…
- Неслучайно центральным композиционным приёмом автора является антитеза – противопоставление помогает понять, насколько…
- Автор детально исследует причины того, что произошло с героиней, и приходит к выводу: …
- Изображая внутренний мир героя, автор умело сочетает различные средства выразительности: ……. Именно поэтому образ главного героя настолько правдив и психологически убедителен.
- Хочется отметить мастерство автора в передаче внутреннего состояния героя. Диалоги Алёши с дедом помогают понять, насколько серьёзны его переживания.
- Что касается …. , то автор убеждён в том, что она…
- Продолжает, развивает тему, уточняет;
- Противопоставляет, подчёркивает контраст, сопоставляет, сравнивает, делает обобщение;
- Уделяет особое внимание,
- Автор убеждает читателя в том, что…. Этому способствует …
- Развивая свою мысль, автор упоминает о том, как…
- Обосновывая свои суждения, автор…
- Автор иллюстрирует свою точку зрения…
- Автор обосновывает свои суждения, используя (обращаясь к таим средствам выразительности, как…)
- Автор возмущается чем- то…
- Публицист потрясен тем, что…
- Писатель спорит с…
- Автор не скрывает своей иронии, рассказывая о …
- Писатель так воссоздаёт эту историю, что у читателя не остаётся сомнений: ...
- Автор предостерегает читателя: …
- Анализирует, рассматривает, знакомит читателя с точкой зрения…
- Финальная часть, заключение комментария. Примерные речевые конструкции.
- Автору важно убедить читателя в том, что…. именно для этого в финальной части текста так обильно использованы риторические вопросы (вопросительные предложения, восклицательные предложения, неполные предложения, фигура умолчания и т.д.)
- Автор тщательно подбирает факты, выстраивает цепь убедительных аргументов,
- Читатель должен задуматься над тем, какую роль каждый из нас играет в решении этой проблемы. Поэтому заключительная часть повествования…
- Неслучайно в финальной части рассуждения автор обращается к компетентному мнению …. (того, чья цитата использована в тексте). ..
- Используя в финальной части описания ….. , автор подчёркивает, что только милосердие спасёт мир.
- Обилие вопросительных предложений – это, как мне кажется, обращение к читателю…
- За частной историей своего героя автор видит целое поколение….. Поэтому так тревожно звучит финальное предложение – вопрос текста: «…»
- Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
III. Позиция автора.
- Позиция автора выражает его отношение к проблеме, переживания и чувства:
•негативное отношение, резкое отрицание…
•сочувствие к героям, уважение к поступку…
- Способы выражения авторской позиции:
1) Автор может прямо, явно высказывать свое мнение (вводные слова, слова маркеры, побудительные предложения: я думаю, считаю, по-моему, к счастью, к сожалению, увы…)
2) Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно (через создание художественного образа (внешность героя, имя, особенности речи , пейзаж, интерьер…)
3) Автор может не давать прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать (по языковым особенностям текста)
- Оценочная лексика (для характеристики позиции автора и собственной позиции)
- «……», - это высказывание, на мой взгляд, наиболее точно отражает авторскую позицию
- Позиция автора ясно заявлена в предложении: «…..».
- Автор справедливо утверждает: «…»
- Позиция автора очевидна: «…
- «Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.
- «Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему
- Безусловной заслугой автора является, убедительно доказал, дал исчерпывающее освещение проблемы
- Точка зрения автора понятна, оказано мощное воздействие на читателя
- Автор уверен, убеждён, справедливо считает, даёт справедливую и точную оценку, нет сомнений в том, что автор
- Позиция автора не вызывает сомнений, вызывает уважение, нельзя остаться равнодушным, не скрывает своего восхищения, удивления, уважения
- К сожалению, страшно, нельзя без волнения читать, автор ищет причины негативных явлений, протестует, тревожится,
- Считает, подчёркивает, заявляет, подводит итог, обобщает сказанное, особо отмечает, этой мысли уделяет особое внимание, приводит к мысли
- Автор поражен (встревожен, призывает к…)
- Автор считает (утверждает), что…
- Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна
- Бесспорно мнение автора о том, что
- Автор подводит читателя к мысли о том, что…
- … – вот итог авторских раздумий по основной проблеме
- Автор приводит яркий пример для иллюстрации своей точки зрения, ссылается, аргументирует, цитирует
- Тропы и фигуры речи подчёркивают авторское отношение к поднимаемой проблеме, с их помощью можно лучше понять мысли автора
- При помощи оценочных слов автор передаёт своё эмоциональное состояние, настроение…
IV. Согласие с автором + формулировка тезиса собственной точки зрения
- Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!
- Опыт прошлых лет показывает, что пишущему лучше (выгоднее) согласиться с позицией автора, чем отстаивать противоположное мнение, так как процент выпускников, свободно владеющих технологией аргументации, умеющих убедительно и логично доказать собственную правоту, идущую вразрез с общепринятыми нравственными нормами весьма мал.
- Лексика для выражения согласия и аргументации:
- Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.)
- Мне близка позиция автора.
- На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему.
- С удовольствием прочитал…
- Нельзя остаться равнодушным…
- К сожалению…
- К немалому удивлению, узнал, что…
- Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений
- Автор убедительно доказывает, что...
- В правоте авторских оценок не приходится сомневаться
- Не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что …
- Убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю...
- Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение… Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…
- Интересно то, как автор…
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что...
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях
- Автор, несомненно, прав, утверждая, что.., но я убежден, что его мнение о... вызовет читательскую дискуссию, так как...
- Автор справедливо осуждает..., однако я не могу согласиться с тем, что...
- Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что...
- Подобная категоричность суждений автора несколько настораживает, так как...
Не забудьте, что помимо согласия (не согласия) с точкой зрения автора вы должны сформулировать и обосновать собственную точку зрения
V.Аргументы.
- Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу вашей точки зрения, один из которых обязательного должен быть из литературного произведения.
- Вторым аргументом (если нет возможности воспользоваться литературным произведением) могут служить
1) ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
2) имена исторических деятелей
3) ссылки на призванные авторитеты и их произведения
4) ссылки на произведения других родов искусства
5) свидетельства очевидцев
6) названия событий
7) цитаты
8) собственные наблюдения и выводы
9) положения официальных документов
10) различные общественные законы
11) законы природы
12) народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)
13) статистические или научные данные
14) примеры из научно-популярной, исторической литературы
15) примеры из жизни окружающих….
Речевые клише
• аргументируя свою позицию, мне хотелось бы привести такой пример…
• это можно доказать следующим образом...
• вспомним о…
• стоит обратиться к...
• свою позицию мне хотелось бы обосновать еще одним аргументом
• ведь...
• убедительным доказательством справедливости моей точки зрения
может служить…
• в этом легко убедиться, обратившись к...
какими бы ни были аргументы, они должны «работать» на обоснование вашей позиции (а не проблемы, не позиции автора)
VI. Заключение
- может содержать вывод из написанного, в нем можно развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.
Заключение может быть написано в форме:
1) Обзора всех аспектов проблемы, которые вы осмыслили в основной части.
2) Цитаты, если она отражает идею или проблему текста. Помните, что цитата должна быть прокомментирована.
3) Яркого примера, зарисовки, описания ситуации, если они обобщают ваши суждения.
4) Вывода-впечатления от текста.
Речевые клише
Тест заставил меня (заставляет читателя, каждого из нас)
- глубоко задуматься
- серьезно размышлять
- лучше понять …
- серьезнее относиться к..
- переосмыслить свое отношение к...
- по-иному посмотреть на ...
- обратиться к своим поступкам…
- поделиться мыслями о...
- оценить истинный масштаб чего-либо
- оценить собственную позицию
- понять, насколько…
- испытать потребность в …
Написание сочинения ЕГЭ по русскому языку. Советы.
СОВЕТ 1. Аккуратность и разборчивость почерка
СОВЕТ 2. Краткость работы, чёткое отражение требований (критериев)
СОВЕТ 3. Чёткое формулирование тематики (проблем) исходного текста
СОВЕТ 4. Обязательное создание комментариев к сформулированной проблеме и чёткое формулирование авторской позиции
СОВЕТ 5. Чёткое формулирование собственной позиции
СОВЕТ 6. Забота о стройной композиции сочинения, логике изложения
СОВЕТ 7. Придание речи сочинения особой художественности, красоты
СОВЕТ 8. Тщательная проверка написанной на черновике работы
СОВЕТ 9. Выполнение только необходимой работы