Сочинение ЕГЭ
В каких условиях росли дети после войны? Над этим вопросом предлагает задуматься Ю. И. Чичёв в своём произведении.
Рассуждая над данной проблемой, автор говорит о жизни детей после войны. Автор говорит о Шурке Гусеве, которого привезли из голодной послевоенной деревни к родственникам отъедаться. В предложении 9 Ю. И. Чичев повествует: «Шура чмокал и закатывал глаза, вспоминая масло, которого в деревне давно не видел». Данные примеры дают понять, насколько бедно жили люди в послевоенное время.
Далее писатель рассказывает о поделке на урок физики. Главный герой произведения умолял отца купить батарейку, необходимую для создания электромоторчика. Ребята смастерили задание по физике из подручных средств: консервной банки, проволоки, батарейки. Данный пример показывает, что в послевоенное время у детей не было возможности для воплощения собственных идей.
Оба примера дополняя друг друга показывают, какая нелёгкая жизнь была у людей после войны.
Позиция автора ясна. Ю. И. Чичёв говорит, что жизнь детей после войны проходила в обстановке бедности, голода, иногда нищеты.
Я согласен с позицией автора, действительно большинство населения страны жило в тяжелых условиях. Нельзя не вспомнить произведение Шолохова «Судьба человека». Мальчик Ваня остался сиротой, его мать погибла при авианалете, а отца убили на фронте. Ваня считался беспризорником. Вскоре Андрей Соколов взял мальчика к себе, заменив ему отца.
В заключение можно сказать. Жизнь послевоенного была непроста, но наполненная смыслом, которая дала им крепкий стержень в будущем.
Источник: vk.com
(1)Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым – дяде Жене и тёте Нине. (2)Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию.
(3)Так вот, к Аносовой приехала сестра из голодной послевоенной деревни и оставила у них до весны своего среднего сына Шурку Гусева – отъедаться. (4)А к лету собирались перебраться под Москву всей семьёй на постоянное жительство.
(5)Мой новый приятель, как и все мы, стриженный под нулёвку, лопоухий Шурка Гусев прилип ко мне, привязался, приходил к нам поиграть и делать уроки – это в нашей-то тесноте. (6)«А у нас в деревне был сепаратор!» – вещал он загадочно. (7)И пытался объяснить, что это за агрегат и как в него заливают молоко, а из него вытекают сливки. (8)А из сливок потом сбивают масло. (9)И Шурка чмокал и закатывал глаза, вспоминая масло, которого в деревне давно не видел.
(10)Утром я отправлялся в школу, заходя за Шуркой к Аносовым. (11)Стучался, входил и ждал у двери, наблюдая, как тётя Нина кормит дочь и племянника. (12)Кофе с молоком, как и у нас, – из чайника. (13)Дочке в стакан – три куска сахара, Шурке – один. (14)Дочке намазывался белый хлеб густо-густо. (15)Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько. (16)Да так жиденько, что сквозь масло видны поры черняшки. (17)Мазала тётя Нина быстро и ловко, я не мог уловить, как она успевала затормозить на масле, как умудрялась, не снижая темпа, накладывать его по-разному дочери и племяннику. (18)Ах, тётя Нина, и невдомёк вам было, что я всё вижу!
(19)О своём открытии я поведал домашним. (20)Мама вздохнула и почему-то назвала тётю Нину Аносову несчастной бедняжкой.
– (21)Она не бедная, она жадная.
(22)И тут мама достала меня полотенцем пониже спины и добавила, что я и так в каждой бочке затычка.
(23)Весной прибыло из деревни наконец всё большое семейство Гусевых, они соорудили пристройку к аносовскому дому и поселились в ней. (24)Брат Шурки Иван Гусев записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою дружбу с Шуркой. (25)Мы стали с ним такими неразлучными, что задание по физике – построить электромоторчики – решили выполнить сообща. (26)И договорились, что сначала – мне.
(27)Работа закипела. (28)Ванька ловко резал жестяные заготовки из консервной банки, распрямлял их молотком, я размечал, он кроил, вырезал, загибал края и плющил детали ротора и статора, обматывая их медной проволокой, доверив мне тонкую работу по изготовлению контактов якоря из кусочков жести и изоленты. (29)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (30)Чудо! (31)Моторчик зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (32)Есть изделие!
(33)Наутро я принёс моторчик на урок физики и продемонстрировал учителю Михаилу Родионовичу. (34)Он похвалил меня, и в моём дневнике появилась пятёрка.
(35)«Теперь давай делать мой мотор», – предложил Иван. (36)«Давай, – согласился я не очень охотно, – только завтра, после школы».
(37)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (38)Я всячески отлынивал. (39)Иван даже заплакал. (40)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (41)В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляповатый, неизящный. (42)Не то что мой, образцовый! (43)«Во какой получился! – фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану.– (44)«Повышенной мощности!»
(45)Подключили батарейку. (46)Якорь задрожал и начал медленно вращаться, постепенно ускоряясь. (47)Опорная дощечка дрожала и перемещалась по столу. (48)«Как трахтор», – сказал Иван. (49)Но взял его домой. (50)И тоже всё-таки получил пятёрку.
(51)Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод, засевший в памяти как заноза. (52)Потому что теперь понимаю: за дело меня мать тогда наказала, за дело укорила.
(По Ю.И. Чичёву)