Главная » «Человек предназначен для жизни..» И. Г. Фихте
20:14

«Человек предназначен для жизни..» И. Г. Фихте


Эссе по высказыванию:


«Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником»
(И. Г. Фихте)


Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Почему человек предназначен для жизни только в обществе? Почему немецкий философ И. Г. Фихте считает, что если человек живет отшельником, то он не вполне человек? Попытаюсь ответить на эти вопросы и определить, насколько прав И. Г. Фихте.

На мой взгляд, в своем высказывании философ поднимает актуальную проблему социального взаимодействия как необходимого условия жизни человека или, иначе говоря, проблему единства человека и общества. Известно, что в повседневной жизни мы множеством невидимых нитей связаны с другими людьми, а значит, и с обществом – взаимодействуем друг с другом по личным, учебным, экономическим и другим вопросам. С самого рождения человек нуждается в общении с другими людьми. Наукой установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно в общении со взрослыми. По мере взросления общение становится такой же потребностью, как вода и пища. Неслучайно у всех народов тяжелым наказанием является одиночное тюремное заключение, которое применяется как наказание за тяжкие преступления. Так почему же человек предназначен для жизни только в обществе? Чтобы обосновать свою позицию, обращусь к таким понятиям, как «человек», «социальная связь», «социальное взаимодействие», «общество». Итак, «человек – это определенная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, то есть природных и общественных». Отсюда: человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них. Социальная связь — это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, которые объединяют людей в социальные общности, формирующиеся в более крупном объединении, то есть в обществе (обособившейся от природы, но тесно с ней связанной части мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения). Социальные связи, не отличаясь глубиной и длительностью отношений между людьми (поездка в поезде), приобретают в обществе более совершенную форму – социальные взаимодействия, то есть систематические, достаточные регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга (например, взаимоотношения родителей и детей, учителя и учеников и др.). Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями или социальным поведением (это любое действие, поступок, акт в системе человек-человек).

Из курса обществознания мы знаем, что выделяются межличностные отношения индивидов, личностно-групповые отношения, межгрупповые отношения, причем развитие социальных отношений может приобретать как позитивный (партнерство, сотрудничество), так и негативный характер (соперничество, конфликт). Но я полагаю, что в любом случае люди, живя в обществе и взаимодействуя друг с другом, учатся правильно выстраивать взаимоотношения на основе доверия, уважения, толерантности, одним словом, стремятся быть людьми в полном смысле этого слова, иначе жизнь в обществе может стать невозможной. Но совершенствование общественных проявлений возможно только в социальной среде. Если же человек становится отшельником, он действительно не вполне человек. Приведу пример: в 1957 г. в пустыне Туркмении был найден пятилетний мальчик, который все годы провел в стае волков и стал умственно недоразвитым. Несмотря на все попытки научить его писать, читать, говорить, он так и остался неполноценным человеком и до самой смерти находился в психиатрической больнице. В подтверждение авторской позиции можно привести слова другого мыслителя – Ф. Ларошфуко: «Тот, кто думает обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что немецкий философ И. Г. Фихте прав, считая, что человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником.


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Эссе. ЕГЭ по обществознанию | Просмотров: 1095 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 5.0/2