Главная » Проблема исторической памяти...В. Астафьев
18:19

Проблема исторической памяти...В. Астафьев


Сочинение ЕГЭ:

«Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов» - этой цитатой из текста В. П. Астафьева мне хотелось бы начать свое сочинение-рассуждение.

Ни для кого не секрет, что о проблеме исторической памяти человек  задумывался с давних времен. Так, классицизм, рассвет которого произошел в 17 веке, возвращал нас к эпохе античности, связывая современную  на тот момент культуру с культурой Древней Греции. Стоит ли говорить об исторической памяти сегодня? Безусловно. В качестве примера я хочу привести предложение лидера партии ЛДПР    погасить Вечные  огни, чтобы невозможно было их осквернить, поскольку в последнее время все чаще происходят подобное. Наш современник В.П. Астафьев рассматривает эту проблему на примере грузинского  местечка Гелати. Он рассказывает о печальной участи гелатского собора, об его осквернении монгольскими завоевателями. Неизгладимое впечатление оставляют детали : «скорбный глаз», «пресвятой Матери-Богородицы», «окровавленная нога распятого Спасителя». В.П. Астафьеву не кажется странным тот факт, что грузины сохранили  собор в том виде, в каком его оставили завоеватели:    дабы обратить внимание на сохранение  исторической памяти.

Позиция автора не выражена явно, но она понятна читателю. Целый ряд эпитетов передает сочувственное отношение автора к собору: «Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем». Вместе с автором мы ощущаем чувство вины за то, что мы не всегда испытываем уважение к предкам. «Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее…» - В.П. Астафьев пишет о той гордости, которую испытывают эти люди, и призывает нас проследовать их примеру, обратить внимание на свою историю, на историю наших предков.

Проблема исторической памяти волновала многих поэтов и писателей. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» описывает  общество, в котором запрещено хранение книг, поскольку каждая из них в какой-то мере затрагивает прошлое. Но автор также рассказывает о скитальцах, выучивающих книги, только чтобы сохранить это знание для будущих поколений, о людях, отказавшихся от собственной жизни ради высшей цели. Рэй Брэдбери убедительно показывает читателю, что общество, сознательно забывающее свою историю, не только теряет культуру, но и  разрушается.

Похожая ситуация складывается в мире, описанном в книге Лоис Лоури «Дающий». Герои  живут в коммунах, каждому члену которой уготована особая роль, контролируемая правилами.    Стремясь к безопасности, к жизни без бед, боли и страданий, старейшины отказывают живущим в  способности помнить, чувствовать, переживать.    Но даже в подобном  обществе необходим некто, чья  обязанность  - хранить информацию об истории, о мире вокруг,  о  правилах нравственности.

Все чаще мы слышим слова о том, что современному обществу  не нужна историческая память,  о том, как в разных странах  пытаются переписать  историю. Всё это порождает конфликты, и я искренне надеюсь, что в будущем все мы будем  полагаться на опыт наших предков, а не превратимся в мир из романа-антиутопии.


Текст В.П. Астафьева: неполный


В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют...

Полный текст и еще одно сочинение здесь

Проблема исторической памяти


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 152 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 5.0/1