Главная » Проблема служения человека науке.. По Я.Голованову
22:39

Проблема служения человека науке.. По Я.Голованову


Сочинение по тексту:


Вероятно, нет ни одного образованного человека, который ни разу не слышал бы знаменитую фразу Архимеда: «Эврика! Я нашёл!» Конечно, и я не раз слышала это известнейшее изречение учёного древнего мира. Но при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, какова судьба Архимеда, в чём его гражданский подвиг? Над такими вопросами я задумалась впервые, познакомившись с текстом Я. Голованова.

Автор обращается к очень сложной проблеме служения человека науке. Я. Голованов рассказывает историю о том, как поглощён был Архимед научными изысканиями. По мнению автора текста, «Архимед — редчайшее явление в науке», так как он сочетал в себе высокого теоретика и виртуозного инженера-практика. Благодаря его научному и гражданскому подвигу удалось отстоять древний город Сиракузы во время осады его римлянами. Учёный был поглощён работой и тогда, когда «предательство открыло ворота римлянам». За отказ явиться к полководцу врагов великий учёный был убит мечом.

Точка зрения Я. Голованова на поставленную проблему состоит в том, что служение науке требует от человека величайшего самопожертвования, самозабвения. Благодаря этим качествам учёный не только может проявить себя в научных исканиях, но и явить потомкам пример высочайшего гражданского подвига.

Можно привести множество примеров, подтверждающих высказанную автором точку зрения. Обратимся к литературе. В 1960 году был завершён роман Владимира Дудинцева «Белые одежды». Это произведение — социально-философский рассказ о жизни и работе учёных-биологов. Основан на реальном преследовании «народным академиком» Лысенко, пытавшимся использовать послевоенные трудности государства для достижения личной власти с помощью репрессий в отношении лучших учёных-генетиков. Восхищение читателя вызывают учёные, ценой своей жизни доказавшие справедливость «классического» подхода к генетике: Иван Ильич Стригалев, академик Посошков, Елена Туманова. Безусловно, эти люди являют собой замечательные примеры самопожертвования во имя науки, истины и справедливости.

Россия и до XX века знала немало примеров беззаветного служения науке. Безусловно, нельзя не вспомнить имя Михаила Васильевича Ломоносова.
М.В. Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Энциклопедический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с мировой литературой и античным наследием, необычайная начитанность в церковнославянской книжности и естественнонаучных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам культуры того времени. Автор анализируемого текста Я. Голованов посвятил М.В. Ломоносову повесть «Факты и мифы», в которой он горячо, вдохновенно говорит о том, что великий мыслитель всю свою жизнь работал на пределе, просиживал за книгами не часы — сутки, голодал, недосыпал. Был окружён не только сподвижниками, но и завистниками, лжецами, трусами. Но, несмотря ни на что, служил науке. Это ли не пример подлинного самопожертвования!

Сказанное позволяет утверждать, что учёные — это люди, способные на истинное : самоотречение, духовный и гражданский подвиг. Такими подвижниками держится и движется наука.


Текст Я. Голованова:


(1)Архимед жил так невообразимо давно, что память о нём, словно древняя галера, плывущая по океану времени, обросла ракушками вымыслов и легенд; и, наверное, легенд этих стало больше, чем правды.

(2)3лые языки говорили, что Архимед мало думает о своём бытии, увлечённый различными вычислениями: он якобы забывал о пище, готов был чертить везде: в пыли, пепле, на песке, даже на собственном теле. (3)В ванне его вдруг осенила мысль о выталкивающей силе, действующей на погруженное в воду тело, и, забыв обо всём, голый, бежал он по улицам Сиракуз с победным кличем: «Эврика!» («Я нашёл!») (4)Его мало заботит людская молва и суд потомков — увы, подчас чересчур мало. (5)Некоторые озарения свои он даже не считает нужным записывать, и мы никогда не узнаем, как удавалось ему извлекать квадратные корни из очень больших чисел до появления правила извлечения корней.

(6)Труды Архимеда в астрономии, геометрии, механике велики и многочисленны, но в нём неистребимо жили страсть к изобретательству, к материальному воплощению найденных теоретических закономерностей. (7)Архимед — редчайшее в науке сочетание высокого теоретика с виртуозом-инженером. (8)И сегодня нельзя без восхищения и удивления читать дошедшие до нас строки Плутарха, рассказывающие об осаде Сиракуз римлянами. (9)Десятки сконструированных Архимедом катапульт всех «калибров» метали каменья в корабли захватчиков, на их головы неслись тучи копий и дротиков из метательных машин. (10)Хитроумные журавлеподобные механизмы поднимали своими клювами людей и сбрасывали их с высоты. (11)Были машины, способные даже корабли поднять над водой за нос, чтобы затем низвергнуть их в пучину. (12)Архимед победил. (13)Плутарх утверждал, что Архимед «один был душой обороны, приводил всё в движение и управлял защитой». (14)Он совершил высочайший научный и гражданский подвиг, этот «Главный Конструктор» древних Сиракуз.

(15)«Архимед был настолько горд наукой... — писал Плутарх, — что именно о тех своих открытиях, благодаря которым он приобрёл славу... он не оставил ни одного сочинения ».    
(16)Факт остаётся фактом: Древний Рим так и не узнал всех секретов Архимедовых машин.    
(17)Цицерон сказал о нём так: «...Этот сицилиец обладал гением, которого, казалось бы,    

...(18)Он был так поглощён работой в тот день, когда предательство открыло ворота римлянам, что не заметил, что город уже занят ими. (19)Когда посыльный римский воин прибыл к нему и потребовал, чтобы он немедленно явился к их полководцу, Архимед поморщился, лениво, как от надоедливой мухи, отмахнулся от него и, не поднимая глаз от чертежа, пробурчал:

— (20)Не мешай, я вычисляю. (21)Солдат выхватил меч и убил его.

(22)Но осталось имя Архимеда. (23)И через века всегда будут слышать потомки его радостный, гордый возглас, боевой клич науки, пароль каждого, кто ищет: (24)«Эврика!» («Я нашёл!»)

(По Я. Голованову)


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 2161 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 5.0/1