Главная » Проблема воспитания. По М.П. Алпатову
14:40

Проблема воспитания. По М.П. Алпатову


Сочинение по тексту:


В предлагаемом для анализа тексте М.П. Алпатова ставится проблема воспитания. Автор статьи задаётся вопросом: следует ли наставнику вмешиваться в развитие своего подопечного или лучше отдать предпочтение «естественному» становлению личности? 

Говоря о важности семейного воспитания, автор высказывает мнение, что воспитатель, безусловно, должен воздействовать на ребёнка. Однако это воздействие должно быть деликатным и аккуратным, не допускающим насилия над личностью. М. Алпатов приводит пример того, как любящий отец, желая, чтобы его сын непременно стал офицером, препятствовал свободному духовному развитию своего «чада». В результате тот вырос несамостоятельным человеком, не нашёл своего места в жизни и не был счастлив. В то же время автор полагает, что положительная семейная среда чрезвычайно важна в воспитании и её следует формировать. Причём, как подчёркивает автор, позитивная среда может быть сформирована личным примером воспитателя, а не одними словесными поучениями. 

Главная мысль текста М. Алпатова сводится к тому, что если мы хотим иметь достойный результат воспитания, нам следует бережно относиться к личности ребёнка и самим демонстрировать исключительно нравственное поведение. 

Соглашаясь с автором, подчеркну, что процесс воспитания нельзя пускать на самотёк и слова воспитателя никогда не должны расходиться с делами. 

Справедливость высказанной мысли подтверждается примерами из произведений русской литературы. Обратимся к повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Сын богатого судьи, юноша Вася, сдружившись с бедными детьми — Марусей и Валеком, совершает «кражу»: он выносит из дома семейную реликвию — куклу, подаренную его покойной матерью Васиной младшей сестре. Вася отдал куклу умирающей от туберкулёза Марусе. Судья, узнав о проступке сына, собирается наказать его. Однако он полностью прощает сына, когда выясняет, что тот хотел порадовать тяжко болеющую бедную девочку. Итак, непритворное участие отца в делах сына, несомненно, способствовало формированию благородства в характере Васи, его нравственному взрослению. 

Другим примером может служить поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», в которой описывается детство Павлуши Чичикова — главного героя произведения. Атмосфера детства была тяжёлой и грустной — ни друга, ни товарища рядом. Лишь больной суровый отец, строго обращавшийся с ребёнком. Наставление отца «беречь и копить копейку» Чичиков выполнил, став героем-приобретателем, идущим по человеческим судьбам, как по лестнице, вверх. Не получив достойного семейного воспитания, не имея нравственной основы в своей душе, герой сделался «подлецом», несмотря на то, что обладал и положительными качествами, которые не были должным образом развиты. 

В заключение подчеркну мысль, что, воспитывая, следует уважать в ребёнке личность и развивать лучшее, что в нём заложено. 


Текст М.П. Алпатова:


(1)Результат воспитания кажется подчас обескураживающим человеку, редко задумывающемуся над причинно-следственными связями. (2)Все знают, что воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования.
(3)Воспитывает все: родители, школа, враги, друзья — словом, окружающая среда. (4)Это трюизм — всем известная и порядком избитая истина.

(5)На вопрос, что более действенно в воспитании: семья или школа, — ответить или трудно, или невозможно, ибо воспитывает действительно всё.

(6)Возьмём, например, семью. (7)Эта «ячейка общества» несёт прямую ответственность за нравственное состояние и судьбу человека, в ней родившегося. (8)Вспоминается такая история.

(9)Заботливый, любящий отец, пекущийся о своём чаде, отслеживающий каждый шаг отпрыска. (10)Когда сын был ещё в колыбели, отец, военный инженер, твёрдо решил сделать из него человека в погонах и настойчиво, целенаправленно готовил мальчика к военной карьере. (11)Послушный ребёнок, нерешительный в собственном выборе, во всём доверяя отцу и видя его искреннюю заботу, знал, что родитель плохого не посоветует. (12)Военное училище, куда был определён юноша и где проучился положенное число лет, оказалось для его медлительной, рассеянной натуры ни уму ни сердцу. (13)Он выучился, начал работать — не заладилась служба, да и отношения с сослуживцами не клеились. (14)Под нажимом отцовской воли сын долго преодолевал себя — всё безрезультатно. (15)Время же шло быстро. (16)Светлое будущее уходило безвозвратно, ускользало, оборачиваясь безликой, серой прозой.

(17)Ставший со временем зрелым человеком сын боялся что-либо делать самостоятельно, без отцовской поддержки. (18)С ним произошло несчастье такого толка: из-за отцовского нажима и опеки он не узнал ни себя, ни своих истинных возможностей, не нашёл своего призвания и места в жизни.

(19)Неуверенность в себе, страх перед принятием собственных решений — такой финал ждёт каждого, кому не пришлось жить своим умом.

(20)Но что же, вообще отказаться от вторжения в жизнь подрастающего человека? (21)Всё пустить на самотёк? (22)Не вмешиваться в естественный ход развития? (23)Вряд ли это верно. (24)Положительную среду, а с нею и нравы надо формировать. (25)Формировать прежде всего в семье. (26)Если этого не делать нам, любящим, то это сделают другие, нелюбящие, и будет хуже.

(27)3десь нет мелочей, здесь каждый нюанс может сыграть огромную роль. (28)3десь важно всё: и высказываемые родителями мнения по существенным и самым ничтожным вопросам, и их конфликты, не ускользающие от детей, и их предпочтения. (29)При этом самое главное — позитивный личный пример, а не поучения, не наставления, хотя и они имеют значение.

(30)Положим, вы говорите детям мудрые слова о милосердии, о самоотдаче, о духовной пользе жертвенности. (31)Но ваши слова — только слова, если дети ваши не видят проявляемое вами милосердие, как-то: защиту бездомных животных, раздачу милостыни бедным, помощь болящим и так далее.

(32)Если вы говорите о щедрости, а сами стяжаете, беспокоясь, как вы утверждаете, исключительно о будущем своего семейства, то вряд ли дети ваши в недалёком будущем не пожалеют для нищего свою, пусть даже не востребованную никогда вещь. (33)Они припрячут её, думая о своём будущем.

(34)Если вы делите мир на две части: свою семью, для которой вы готовы многим пожертвовать, и всех остальных, которых можно и в жертву иной раз принести, вы рискуете получить эгоистичных, циничных обывателей в лице собственных детей. (35)И настанет день, когда их эгоизм будет обращён не к кому-нибудь, а именно к вам. (36)Именно вы станете для них никому не нужным «отработанным материалом», обузой на их жизненном празднике.

(По М.П. Алпатову)


Похожие материалы:
Нашли ошибку на сайте? Напишите в комментариях!
Категория: Сочинения ЕГЭ | Просмотров: 1519 | Добавил: Ученик | Рейтинг: 5.0/1