Сочинение ЕГЭ:
Когда приобретаются подлинные друзья? На этот вопрос ищет ответ публицист Д.С.Лихачёв.
Комментарий эксперта. Проблема определена верно, К1 = 1 балл.
Проследим, как автор раскрывает поставленную проблему. Публицист обращает внимание читателей на то, что друзья, приобретённые в молодости, "оказались самыми верными, всегдашними", несмотря на то, что "круг знакомых возрос необычайно". Автор хочет показать этим примером, что крепкая дружба формируется в юности, а со временем такая открытость снижается вопреки увеличению количеству знакомых. Развивая мысль, Д.С.Лихачёв подчёркивает, что его родители приобрели настоящих друзей во время учёбы, когда ещё были молодыми. Так автор демонстрирует, что истинная дружба может возникнуть только в юные годы, потому что это время сближает людей. Этими примерами, которые дополняют друг друга, публицист помогает читателю понять, что друзья, которые приобретены в молодости, являются самыми верными и настоящими.
Комментарий эксперта. Есть два примера-иллюстрации и пояснения к ним. Связь между примерами выявлена, объяснена их роль в тексте (дополняют друг друга). К2=5. В конце комментария дан ответ на вопрос проблемы, то есть сформулирована позиция автора – это логическая ошибка.
Позиция автора ясна. Д.С.Лихачёв считает, что подлинные друзья приобретаются в молодости, потому что молодость – это время сближения и открытость к дружбе снижается с возрастом.
Комментарий эксперта. Позиция автора — это ответ на проблемный вопрос. Позиция автора определена верно. К3 = 1 балл.
Я согласна с позицией автора. Действительно, самыми верными друзьями оказываются те, с которыми отношения завязались ещё в юности. Вспомним дружбу А.С.Пушкина и Ивана Пущина. Иван Пущин – это товарищ А.С.Пушкина по лицею, в котором зародилась дружба между ними, длившаяся всю жизнь. Этот пример показывает, что настоящие друзья, сопровождающие человека многие годы, встречаются в молодости, чаще всего во время учёбы.
Комментарий эксперта. Выражено отношение к позиции автора (согласие), сформулировано собственное мнение и есть обоснование. К4 = 1 балл
Таким образом, молодость – это такая пора в жизни человека, которая способствует зарождению крепкой дружбы на всю жизнь.
Критерий | Балл | Пояснение |
К1 | 1 | Проблема определена верно. |
К2 | 5 | Есть два примера-иллюстрации и пояснения к ним, выявлена связь между примерами. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
K3 | 1 | Позиция автора определена верно. |
К4 | 1 | Автор сочинения выразил своё отношение к позиции автора (согласие). Есть собственное мнение и обоснование. |
К5 | 1 | В конце комментария дан ответ на вопрос проблемы, то есть сформулирована позиция автора – это логическая ошибка |
К6 | 1 | Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи, но есть речевые недочёты. |
К7 | 3 | Орфографические ошибки в работе отсутствуют. |
К8 | 3 | Пунктуационные ошибки в работе отсутствуют. |
К9 | 1 | 1 грамматическая ошибка: открытость снижается вопреки увеличению количеству знакомых |
К10 | 2 | Речевых ошибок в сочинении нет, но есть речевые недочеты: открытость снижается вопреки увеличению количеству знакомых |
К11 | 1 | Этические ошибки в сочинение отсутствуют. |
К12 | 1 | Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют. |
ИТОГ | 21 балл |
Текст
(1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая» жизнь пройдет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие совсем люди. (2)От настоящего не останется ничего… (3)А на самом деле оказалось все иначе. (4)Мои сверстники остались со мной. (5)Не все, конечно: многих унесла смерть. (6)И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. (7)Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые. (8)Подлинные друзья приобретаются в молодости.
(9)Я помню, что у моей матери настоящими друзьями остались только подруги по гимназии. (10)У отца друзья были его сокурсники по институту. (11)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. (12)Молодость — это время сближения. (13)И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (14)В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины
души, ощутить и поделиться им. (15)Неразделенная радость — не радость. (16)Человек портит счастье, если он переживает его один. (17)Когда же наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. (18)Горе человеку, если он один.
(19)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. (20)Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. (21)Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. (22)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь.
(23)Навыки в труде — тоже. (24)Привык к работе - и работа вечно будет доставлять радость.
(25)А как это важно для человеческого счастья! (26)Нет несчастнее человека, вечно избегающего труда, усилий…
(27)Как в молодости, так и в старости. (28)Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят. (29)И еще. (30)Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». (31)В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. (32)Хорошие будут радовать, дурные - не давать спать!
Д.С. Лихачев