Сочинение ЕГЭ: почему человек нередко выбирает путь отшельника? По А. И. Куприну
Почему человек нередко выбирает путь отшельника? Что значит быть не таким, как все, непохожим на других? Тяжела ли участь отверженного? Над этими и многими другими вопросами задумывается автор текста, русский писатель, переводчик Александр Иванович Куприн.
Указанный выше круг вопросов позволяет сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста: отчуждённость и одиночество как мировоззренческая позиция, продиктованная комплексом социального сиротства, лишнего человека, трагедией быть непонятым и ненужным.
Автор раскрывает эту проблему на примере аллегорического образа Столетника, который считался изгоем в семействе цветов, живущих в оранжерее странного миллионера-нелюдима. Диковинное растение, отличавшееся от других своей уродливостью, не знавшее ни дружбы, ни сострадания, ни любви, привыкало к всеобщему презрению, переносило его молча, затаив в глубине души непреодолимую тоску.
Приведённый выше пример - иллюстрация к проблеме показывает трагедию одиночества и отверженности того, кто нуждается в сочувствии, сопереживании, в добром слове, в помощи ближнего, в заботе и понимании, в любви.
Кроме того, повествователь акцентирует внимание на беспримерной жестокости большинства по отношению к несчастью исключительных, бесприютных, обречённых внешним несовершенством. Цветы, отличавшиеся пышной красотой, гневно глумились над уродством Столетника, его светлыми чувствами к молодой Розе, источая при этом ненависть, высокомерие, зависть, выраженную искренним непониманием, почему за этим мерзким, по их мнению, растением ухаживают гораздо больше, чем за остальными, будто это какое-нибудь сокровище.
Приведённый выше пример-иллюстрация к проблеме доказывает, что истинное уродство лежит в плоскости надменности, горделивости, самодовольства; в свою очередь, красота заключается не в изящности форм, а в душевных порывах, в самоотверженной любви и преданности, в умении прощать, стойко переносить жизненные испытания.
Приведённые выше примеры-иллюстрации, обусловленные причинно-следственной связью, свидетельствуют о том, что нередко сознательное желание уйти от всех, жить в духовном подполье определено трагедией исключительности, уникальности, потому путь одиночества, выбор в пользу изоляции являются порождением синдрома отверженности, невозможности находиться в пространстве всеобщего презрения и бездушия большинства.
Автор считает, что нередко одиночество является позицией силы, а не слабости, поскольку заставляет справляться с унижением и насмешками, вырабатывает иммунитет к пошлости, лицемерию, ненависти и жестокости.
Я разделяю мнение автора, считаю, что вести замкнутый образ жизни вне человеческой природы, но такой путь, как правило, выбирает личность с внутренним стержнем, с развитой эмоциональной выносливостью. Часто ментальный кокон (футляр) характеризует людей творческих, думающих, увлечённых, тех, кому нравится быть в интимном диалоге с собой и своими мыслями, фантазиями, иллюзиями. Так, время, проведённое в уединении и покое, главный герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» именует «золотым» периодом жизни, ознаменованным счастьем, любовью, творческими порывами, полётом воображения. Мастер, наперсник фортуны, выигравший по облигации огромные деньги – сто тысяч рублей, оставляет службу в музее, всё своё достояние вкладывает в роман о Понтии Пилате, полностью растворяя себя в творчестве, в искусстве. Ни родных, ни близких в Москве у него не было, герой жил в ситуации полного разобщения с миром и обществом, сиротливо, отрешённо, но стал по-настоящему счастливым человеком, обрел своё призвание, открыв сложный феномен истины и справедливости, постигнув тайну светлых и тёмных сторон личности в единстве и противоречии.
Таким образом, быть одиноким, исключительным, сохраняя самодостаточность и чувство собственного достоинства – участь сильного, несокрушимого человека, способного стойко и безропотно относиться к обидам и поражениям.
Текст
(1)Это происходило в большой оранжерее, принадлежавшей очень странному человеку, миллионеру и нелюдиму, тратившему все свои несметные доходы на редкие и красивые цветы. (2)Тысячи различных цветов наполняли воздух оранжереи своими ароматами. (З)Другие цветы, лишённые аромата, отличались пышною красотою...
Источник: Умный учебник ЕГЭ