«Поэт в России – больше, чем поэт» (Е.Евтушенко)
(на примере стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»)
Вопрос о роли искусства, литературы в жизни общества всегда волновал истинных художников, писателей и поэтов, В России всегда было особое отношение к литературе и в особенности к поэзии. Одни уверяли, что поэзия должна служить одной лишь красоте, смягчая нравы и принося наслаждение. Другие были убеждены, что назначение поэзии – вести за собой, пробуждать советь, бичевать пороки.
Творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина представляет собой яркий пример мастерства большого художника и позиции гражданина, сына своей Родины. В своём творчестве Пушкин неоднократно обращался к теме поэта и поэзии. Нужна ли поэзия людям? В чем её значение? Эти вопросы глубоко волновали поэта, и ответы на них следует искать в его произведениях.
Как настоящий художник, Пушкин возражал против трактовки поэзии как средства политической борьбы. «Цель поэзии – поэзия…» - считал он. Но вчитаемся в его стихи и сразу станет ясно, что поэзия Пушкина – это прежде всего служение добру, вера в красоту и гармонию.
Своё представление об идеальном образе поэта Пушкин выразил в стихотворении «Пророк». Само название стихотворения показывает главную мысль автора. Поэт – это пророк, избранник Бога на земле, тот, кому открыт высший смысл жизни. Однако пророками не рождаются. Этот бесценный дар приобретается в муках и страданиях, в горестных размышлениях о судьбе мира, человека.
Стихотворение написано не от лица автора, а от имени пророка:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
Пользуясь библейскими образами, Пушкин изображает творческое прозрение поэта. Томящийся «духовной жаждой», внутренней, ещё не осознанной потребностью творчества, поэт «влачится» в «пустыне мрачной» в духовном одиночестве, на которое обрекает его молчание. Явление серафима означает рождение того вдохновения, которое отличает пророков и поэтов. Не случайно стихотворение изобилует старославянизмами, которые придают произведению особую торжественность.
Пушкин детально описывает превращение героя в пророка, показывает, как мучительно это перерождение. Поэт должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обычных людей. Именно этими качествами наделяет его «шестикрылый серафим»:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольной лозы прозябанье.
Дар поэта – это не только знание, но и высшая мудрость, понимание, умение донести свет истины до людей. Поэтому серафим не только открывает поэту тайны мира, но и учит его говорить о них. В мучениях рождается новое слово:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.
Мы видим, через какие испытания проходит человек, чтобы стать поэтом-пророком. Знания, мудрость даются ему через страдание. Это, конечно же, не случайно. Только через испытания, ошибки и разочарования человек обретает мудрость.
И все же знания, мудрости мало, чтобы стать настоящим поэтом. Истинный творец должен уметь подняться над суетой, объективно оценить происходящее. А человеческое сердце может дрогнуть, сжаться от боли и помешать непредвзятой оценке. Поэтому серафим совершает последнее, самое жестокое действие:
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Пылающий «угль» - это яркий символ неуспокоенный поэтической души, несущей свет добра и истины. Чтобы стать пророком, поэт должен умереть, отрешиться от суетности, мелочности мира. Только тогда он услышит голос Бога, поймет цель и смысл человеческой жизни.
Из последних строк стихотворения мы узнаем о божественной сущности искусства, о том, что только истинный поэт – пророк. Всевышний дает воскресшему пророку последний наказ:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Глагол – это великое поэтическое Слово, озарённое высшим светом истины.
Таким образом, поэт в понимании Пушкина, должен возвышаться над обыденным, его поэтический дар должен проникать в глубину явлений, нести людям идеалы добра, справедливости и любви.