Сочинение ЕГЭ:
Давно ли вы были в храме? А в музее? Кто-то смутится из-за того, что давно не был в этих «местах памяти», другие не считают нужным их посещать. Безразличие к памяти предков, проблема исторической памяти – вот что является поводом беспокойства автора предложенного мне текста, В.П.Астафьева.
Еще древние персы считали связь между поколениями, культуру, историческую память народов страшным оружием. Именно поэтому они не позволяли своим рабам приобщать детей к культуре и музыке. С тех времен изменилось многое, но значимость связи поколений для гармоничного развития народа не потеряла своей актуальности. Пример тому - резонанс, который возник в обществе из-за голосования на сайте телеканала «Дождь». Слушателям предлагали выразить свою точку зрения, ответив, нужно ли было сдать Ленинград во время блокады. Такие вопросы возникают как раз из - за непонимания между поколениями, из-за общего незнания того, чем жили предки, на каких принципах основывались их решения.
В предложенном мне тексте также поднимается проблема исторической памяти. В.П.Астафьев рассказывает о древнем соборе в местечке Гелати. С первых строк текст пропитан тем спокойствием, которое испытал автор, посетив храм. Астафьев заостряет наше внимание на деталях: «в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок», « то проступал скорбный глаз пресвятой Матери-Богородицы». Причиной такого состояния храма являлись монголы-завоеватели, обычаем которых было устраивать конюшни и разводить костры в православных церквях. Виктор Петрович сравнивает храм с живым организмом, называет сердце собора печальным, а внешность - хмурой. В последнем абзаце текста автор рассказывает о надписи на гранитной плите: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его...». Это слова царя Давида, адресованные его потомкам. Автор показывает нам свое уважение к грузинам, отмечает, что они «наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее».
Невозможно не согласиться с Астафьевым. Не раз я сам замирал перед старинными музейными экспонатами, размышляя об их судьбе.
Проблема исторической памяти рассматривается многими писателями. Так, в романе Рея Брэдбери «451 Градус по Фаренгейту» описывается ситуация, вызвавшая уважение к поступку одной из героинь. Хозяйка дома, помеченного для сожжения, отказывается покинуть дом одна и выбирает смерть среди своих любимых книг, рассказывающих о былых событиях, людях, их мыслях, чувствах. Своим поступком женщина отрицает устои общества, которые не позволяют иметь связь поколений, культуры.
Не менее интересна публицистическая книга Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», детально я бы хотел рассмотреть очерк «О памяти». Он наполнен рассуждениями о том, насколько важна память. Академик отмечает русскую культуру, передаваемую из поколения в поколение, как важную часть нашей народности. Особенно мне запомнилась строчка: «Память противостоит уничтожающей силе времени». На мой взгляд, это очень точное высказывание, ведь при правильной передаче знания могут сохраняться тысячи лет и быть востребованы снова и снова.
…Действительно, огромную роль в любой культуре играет память. Память о подвигах предков, о событиях, произошедших многие века назад. В конце сочинения хотелось бы процитировать строки Пушкина: «Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищу – любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была бы без них мертва». Прошлое «творит» будущее - как с этим не согласиться!
Текст В.П. Астафьева: неполный
В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют...