Сочинение ЕГЭ:
«Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов» - этой цитатой из текста В. П. Астафьева мне хотелось бы начать свое сочинение-рассуждение.
Ни для кого не секрет, что о проблеме исторической памяти человек задумывался с давних времен. Так, классицизм, рассвет которого произошел в 17 веке, возвращал нас к эпохе античности, связывая современную на тот момент культуру с культурой Древней Греции. Стоит ли говорить об исторической памяти сегодня? Безусловно. В качестве примера я хочу привести предложение лидера партии ЛДПР погасить Вечные огни, чтобы невозможно было их осквернить, поскольку в последнее время все чаще происходят подобное. Наш современник В.П. Астафьев рассматривает эту проблему на примере грузинского местечка Гелати. Он рассказывает о печальной участи гелатского собора, об его осквернении монгольскими завоевателями. Неизгладимое впечатление оставляют детали : «скорбный глаз», «пресвятой Матери-Богородицы», «окровавленная нога распятого Спасителя». В.П. Астафьеву не кажется странным тот факт, что грузины сохранили собор в том виде, в каком его оставили завоеватели: дабы обратить внимание на сохранение исторической памяти.
Позиция автора не выражена явно, но она понятна читателю. Целый ряд эпитетов передает сочувственное отношение автора к собору: «Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем». Вместе с автором мы ощущаем чувство вины за то, что мы не всегда испытываем уважение к предкам. «Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее…» - В.П. Астафьев пишет о той гордости, которую испытывают эти люди, и призывает нас проследовать их примеру, обратить внимание на свою историю, на историю наших предков.
Проблема исторической памяти волновала многих поэтов и писателей. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» описывает общество, в котором запрещено хранение книг, поскольку каждая из них в какой-то мере затрагивает прошлое. Но автор также рассказывает о скитальцах, выучивающих книги, только чтобы сохранить это знание для будущих поколений, о людях, отказавшихся от собственной жизни ради высшей цели. Рэй Брэдбери убедительно показывает читателю, что общество, сознательно забывающее свою историю, не только теряет культуру, но и разрушается.
Похожая ситуация складывается в мире, описанном в книге Лоис Лоури «Дающий». Герои живут в коммунах, каждому члену которой уготована особая роль, контролируемая правилами. Стремясь к безопасности, к жизни без бед, боли и страданий, старейшины отказывают живущим в способности помнить, чувствовать, переживать. Но даже в подобном обществе необходим некто, чья обязанность - хранить информацию об истории, о мире вокруг, о правилах нравственности.
Все чаще мы слышим слова о том, что современному обществу не нужна историческая память, о том, как в разных странах пытаются переписать историю. Всё это порождает конфликты, и я искренне надеюсь, что в будущем все мы будем полагаться на опыт наших предков, а не превратимся в мир из романа-антиутопии.
Текст В.П. Астафьева: неполный
В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют...