Сочинение ЕГЭ:
Прочитав фрагмент произведения известного русского писателя В.П.Астафьева, я вспомнила случай, произошедший в январе 2014 года на телеканале «Дождь»: в ходе обсуждения блокады Ленинграда 50% респондентов проголосовали за её нецелесообразность. Данная ситуация, как и предложенный мне текст, затронула проблему исторической памяти.
О важности связи между поколениями задумывались ещё древние персы. Запрещая пленным учить грамоте детей, рождённых в неволе, они понимали, что тем самым «убивают» культуру, а значит, «убивают» народ. Автор же предложенного мне текста противопоставляет варварское отношение монгол к памяти другого народа (захватчики разрушали святыни пленённых) отношению грузинского народа к своим традициям.
Позиция автора не вызывает сомнений. С одной стороны, В.Астафьев не случайно называет обычаи монголов-захватчиков дикими. Я чувствую, что автор осуждает неуважение народа к культуре пленников. С другой стороны, писатель восхищен отношением жителей Грузии к своей истории. То, что каждый грузин знает наизусть фразу, выточенную на камне перед входом в храм, говорит об уважении и почитании предков.
Связь между поколениями вовсе не надуманная и гораздо ближе каждому из нас, чем нам кажется. Я чувствую её, общаясь со своими бабушками и дедушками. Ведь кто, как не они, могут поделиться с нами опытом и рассказать о пережитом.
С удовольствием прочитала роман Р.Д. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в котором подчёркнута значимость сохранения памяти и культуры для своих потомков. Автор противопоставляет общество, опирающееся на потребительское мышление и массовую культуру, людям, хранящим моральные устои предков. Писатель подчёркивает остроту поставленной проблемы тем, что последние являются изгоями, скрывающимися в лесах, отказавшимися не только от материальных удобств, но и от имён! Меня поразил выбор, сделанный главным героем романа, Гаем Монтэгом, который работает «пожарным» (что в романе подразумевает сожжение книг). Впечатляет, что разочаровавшись в идеалах общества, герой становится частью группы, сохранявшей в памяти тексты книг, спасавшей их для следующих поколений. В своей антиутопии Р. Брэдбери обращается к каждому из нас с предложением задуматься о своей роли в сохранении исторической памяти.
Не менее ярко эта глубокая проблема освещена в рассказе Майкла Гелприна «Свеча горела». Автора отличает новый взгляд на старые проблемы: в центре повествования – робот –гувернёр , обеспокоенный отсутствием нравственности у детей. Настоящее и будущее необходимо «связать» ,и служит этому мировая литература. Я понимаю, почему робот идёт на преступление, обращаясь за помощью к профессору Андрею Петровичу, преподавателю литературы : ради сохранения моральных ценностей и связи между поколениями. М. Гелприн призывает задуматься о ценности сохранения источников мудрости, опыта и исторической памяти, которыми являются язык и литература.
Безусловно, проблема исторической памяти касается каждого. И пусть будет больше акций, подобных «Бессмертному полку»- выражению нашей благодарности и уважения предкам.
Текст В.П. Астафьева: неполный
В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют...