Проблема нравственной оценки факта войны. По Л. Н. Андрееву
Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? Именно этот вопрос возникает при чтении текста известного русского писателя Л. Н. Андреева.
Раскрывая проблему нравственной оценки факта войны, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик только что вернулся с войны домой, так как стал инвалидом – потерял обе ноги. Сначала он не может понять, почему так неестественно, скованно ведут себя родные люди. Жена рассеянно слушает мужа, ставшего инвалидом, сдержанно и кратко отвечая на его простые бытовые вопросы, не поднимает головы. Ребёнок плачет и боится подойти к отцу. Герой войны не может понять, почему все бледны, молчат и ходят за ним, как тени. Он радуется тому, что остался жив, ведь в их полку выжило всего четыре офицера. А близкие уже не могут скрывать своего потрясения. Жена вдруг начинает кричать так, как кричат на войне. Она бросается к мужу, обнимает его, то прячет голову у его отрезанных ног, то с ужасом отстраняется от них. На этот крик прибегают остальные домашние, и все начинают плакать. Только брат, бледный, с трясущейся головой, визгливо кричит: «Я тут с вами с ума сойду!». Родные не могут понять, зачем эта война, почему так жестоки люди, не могут осознать, почему молодой тридцатилетний человек превратился в калеку.
Авторская позиция заключается в следующем: человеческому сознанию сложно понять, зачем нужна война, ведь она жестока, бессмысленна, противоестественна по самой своей сути.
Мне понятна и близка позиция автора. Несомненно, война – это самое противоестественное, противное всей человеческой природе событие, которое невозможно принять и осознать, ведь в человеке не заложена способность спокойно убивать себе подобных.
В заключение хочу подчеркнуть, что никто не хочет, чтобы началась война, но постоянно в том или ином уголке земли происходят военные конфликты, в результате военных действий гибнет мирное население. Человечеству стоит задуматься над тем, чтобы прекратить все войны.