Сочинение ЕГЭ:
Все чаще в средствах массовой информации появляются тревожные сообщения о последствиях межнациональных конфликтов. "Страшно, мерзко, чудовищно!" - думаю я по этому поводу, с этих слов начинается и предложенный мне текст, в котором поднимается проблема проявления ксенофобии.
Проблема, находящаяся в центре внимания автора, не нова. Упоминания гонения на народ можно встретить еще в Библии. Именно в ней описано, как пророк Моисей спас свой народ от рабства египтян. С тех пор не многое изменилось. Вот и в предложенном мне тексте повествуется о конкретной ситуации, произошедшей в поезде Москва - Усово, где избили несчастного лишь за то, что он "был киргизом". Автору важно понять, насколько широко распространилась ксенофобия – этому посвящена центральная часть текста. В финальном абзаце анализируется отношение общества к проявлению толерантности.
Автор не скрывает своей позиции. Она убеждена в том, что ксенофобия - это болезнь общества, которая по своей тяжести мощнее, чем водородная бомба. С сожалением публицист констатирует: ксенофобия распространилась по всей территории нашей огромной страны.
Трудно не согласиться с точкой зрения автора. Мне очень тревожно слышать о том, что гонения на человека по национальному признаку не редкость. Нам всем следует понять, что главное - это внутренний мир человека, а не цвет его кожи, разрез глаз, вероисповедание.
Проблема ксенофобии волновала многих известных людей. Мне хотелось бы обратиться к произведению А. Солженицына " Один день Ивана Денисовича". Герои повести (заключенные лагеря) - люди различных национальностей, что не мешает им относиться друг к другу с пониманием и поддержкой. Имея общую цель (выжить в нечеловеческих условиях), они помогают друг другу чем могут: "не то он грек, не то еврей " Цезарь делится с Шуховым своим пайком, эстонцы - табаком. А.Солженицын помогает понять читателю простые истины: люди могут выжить в любой ситуации, если критериями их взаимоотношений будут поступки, а не борьба за «главенство» по национальному признаку.
Данную проблему поднимает также А. Приставкин в своей повести "Ночевала тучка золотая". Главные герои – Коля и Алхузур. На наших глазах мальчики своей заботой, смелостью и готовностью делить любые опасности заслужили право быть братьями. Они – русский и чеченский подростки - живут, не следуя правилам и заповедям, которых придерживаются взрослые. Читая повесть, понимаешь, как важно, чтобы над ненавистью, жаждой мести брали верх человечность, милосердие, братская любовь.
Таким образом, только с помощью любви и сострадания к каждому, вне зависимости от его национальности, человексможет победить главную "болезнь" 21 века - ксенофобию.
Текст:
(1)Страшно. (2)Мерзко. (3) Чудовищно.
(4) В поезде Москва – Усово группа молодых парней набросилась на незнакомого парня, избила его до полусмерти. (5)Этого им показалось мало, и на остановке они выбросили бесчувственного, но ещё живого человека под колёса остановившегося поезда.
(6)Но, как известно, дьявол в деталях. (7)А «детали» такие: их было двадцать три – он один. (8)Они кричали: «Россия – для русских!» - несчастный был киргизом. (9)Мигрант и студенты столичных вузов (один школьник), одетые в дорогие куртки, аккуратно коротко стриженные, трезвые. (10)Скинхеды.
(11)Киргиз, таджикская девочка, вьетнамский, конголезский студенты, таджикский, узбекский рабочие, евреи в синагоге – сколько их, виноватых лишь в цвете кожи, чертах лица, родном нерусском языке? (12)Душегубы в Москве, Петербурге, Воронеже, Сургуте… (13)Да что же у нас происходит?
(14) Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба 20 века. (15) «Имя этой болезни – ксенофобия»,- таков приговор знатока проблемы, известного психолога Александра Асмолова. (16)Скажете, преувеличение? (17)Дескать, «отморозки» есть в любом обществе и в любые времена? (18)Но эти-то «отморозки» особого рода – фашиствующие. (19)А суды долгое время не замечали расовой ненависти – судили за обыкновенное хулиганство. (20)Теперь стали бы вроде замечать, но присяжные-то оправдывают!
(21)Мерзко. (22)Страшно. (23)Чудовищно.
(24)Не принадлежу к тем, кто считает, что опасность русского фашизма преувеличена. (25)А таких немало. (26)Но сомневаюсь, что стране, фашизм победивший, где нет семьи, от фашизма так или иначе пострадавшей, где само это слово «фашист» всё ещё ругательство, любители свастики сумеют повести за собой людей. (27)Но вот превосходство одних над другими, падение ценности человеческой жизни, тупое мещанско-обывательское сознание опускающей до внеморальной животности – человекофобия – есть питательная среда, из которой фашизм вырасти может.
«(28) Мы живём в эпоху прощания с гуманизмом»,- горько замечает известный артист и умный, совестливый человек Сергей Юрский. (29)Не хочется верить, что это так. (30)Но если так, то нам необходима гражданская солидарность против всякого попрания гуманистических начал жизни. (31)Многие считают, что это дело правоохранительных органов. (32)Ну а мы-то сами? (33)Пешки, что ли? (34)Щепки истории? (35) Рабы времени и обстоятельств? (36)Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. «(37)Что делать с враждебностью, агрессией, насилием, которые захлестывают нас?»- спросили режиссёра Адабашьяна. (38)Он ответил: «(39)Это эпидемия. (40)А что можно противопоставить эпидемии? (41)Личную гигиену».
(42)…- Ироды! – закричали женщины на платформе Усово. (43)А мужчины помогли вызванной машинистом остановившегося поезда милиции скрутить двенадцать из двадцати трёх этих иродов. (44)Бог ты мой, может, это начало осознания нами, обычными людьми, той болезни, что страшнее водородной бомбы?
(45)Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости.
(По И.Руденко)