Сочинение по тексту:
Русский человек в силу широты души своей органично сочетает в своём бытии и древние обычаи, и суеверия, и инновации. Удивительно, но факт: научные достижения запросто уживаются в нашем сознании с антинаучными приметами, основанными на случайном совпадении или интуиции. Но нет, наверное, такого человека, который бы не верил в «преданья простонародной старины». Именно об этом говорится в тексте Н. Михайлова. Иронизируя, рассказчик признается, что сам верит в народные приметы, хотя понимает, что в век технологий и развитой науки это делать, по крайней мере, смешно.
Хотелось бы поспорить с автором по этому поводу, однако надо признаться, что вера в приметы жива и во мне. Тоже приходится смотреть в зеркало, если возникает необходимость вернуться домой с полпути... Не все суеверия и приметы мы приемлем, многие канули в Лету, но те, которые пережили тысячелетия и живы по сей день, наверное, заслуживают внимания не только обывателей, но и учёных. В этом я с автором солидарен.
Примеров описания примет и предсказаний в нашей литературе немало. Вспомним «Слово о полку Игореве». Накануне похода, 1 мая 1185 года, князь Игорь и вся его дружина стали свидетелями солнечного затмения, но князь Игорь пренебрёг народной мудростью и не стал обращать внимания на грозное предупреждение. В итоге — ни славы себе не добыл, ни границ государства не укрепил, да ещё и в плен попал. Не верь после этого в приметы! В этом же произведении говорится и о вещем сне Святослава. Увы, всё, что пригрезилось старому князю во сне, сбылось.
Второй том романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» заканчивается описанием кометы, которую могли видеть москвичи в зимнюю ночь накануне 1812 года. В народе это явление связывали не иначе как с концом света, и только Пьер Безухов радостно смотрел на комету, не испытывая ни толики всенародного ужаса. Однако именно на долю не верующего в приметы Пьера выпало столько испытаний, что это перевернуло всё его сознание и мировоззрение. В патриархальной среде суеверия могли довести человека и до гибели. Так произошло с Катериной, главной героиней драмы А.Н. Островского «Гроза». Ведь Катерина страшно боялась грозы именно потому, что, согласно народному представлению, гроза была «карой Божьей за грехи человеческие». И мы помним, что признание Катерины в содеянном грехе у всех на глазах было вызвано именно грозой.
Конечно, в век компьютерных технологий мы продолжаем верить в приметы и предсказания. Нам так проще объяснить свои собственные неудачи и невезение. Но не стоит сбрасывать со счетов эту часть народной культуры, потому что в ней хранится память не одного поколения, аккумулируются народная мудрость, наблюдательность, проницательность. Это тот жизненный опыт, который передали нам предки и которым мы должны правильно распоряжаться.
Текст Н. Михайлова:
(1)Выхожу из дома на работу и... (2)Ну, конечно, опять забыл мобильник! (3)Возвращаюсь — куда же нынче без этой штуки! (4)Вернувшись, заглядываю в зеркало, как учила меня в детстве бабушка. (5)Примета такая: а то «пути не будет». (6)Какое это имеет отношение к моей патологической забывчивости — не знаю. (7)Но в зеркало на всякий случай смотрюсь: мало ли что.
(8)Ну разве не парадокс? (9)Вот он, мобильный телефон, — свидетельство бурного прогресса науки и техники наших дней, и тут же — очевидный (куда уж очевиднее!) атавизм: древних суеверий. (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!
(11)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления. (12)Уже в XIX веке суеверные приметы считали патриархальными предрассудками. (13)Помните, у Пушкина? (14)«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны...» (15)Наивная сельская барышня — что с неё взять! (16)Но ведь и сам Пушкин верил, да ещё как верил! (17)А он-то был европейски образованным человеком, умнейшим человеком России, как сказал о нём Николай I. (18)Нет, проводить прямую зависимость между цивилизацией и искоренением суеверий я бы поостерегся.
(19)Во-первых, приметы приметам рознь. (20)Нелепо сомневаться, например, в предсказаниях погоды, основанных на вековых наблюдениях наших предков: красный закат — к жаркому дню, кошка клубком— к морозу. (21)А во-вторых, и отношение к приметам разное. (22)Для одних это не более чем игра: заглянуть в зеркало и посмеяться над собой. (23)Для других — фольклор, загадки народной культуры. (24)Почему столько примет связано, например, с тем же зеркалом? (25)Для третьих, к сожалению, — внушённая шарлатанами слепая вера в порчу, сглаз и прочее.
(26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий. (27)Но ведь такие ничем не объяснимые совпадения были, есть и будут всегда. (28)3начит, и суеверия будут всегда. (29)И всегда покажутся чудом, как бы ни относились к такому чуду наука и религия. (30)Да и кто сказал, что где-то у кого-то существует монополия на чудо!
(31)«Не верить в возможность предсказаний нельзя, — говорил Достоевский. (32)— Все верят, но если не признаются, то единственно из малодушия». (33)Можно улыбнуться этим словам Фёдора Михайловича, однако это убеждение он вынес из совпадений примет и реалий своей жизни.
(34)Я вовсе не хочу петь гимн суевериям и приметам. (35)В XXI веке это смешно. (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку... (37)А и перейдите, если очень хочется. (38)Вреда не будет. (39)Мало ли что.
(По Н. Михайлову)