Сочинение по тексту:
Книга или Интернет? Что выбирает современное общество – чтение или виртуальные развлечения? Какова судьба книги? К сожалению, эти вопросы всё чаще поднимаются в современном обществе.
В данном тексте М. Гелприн затрагивает проблему вытеснения литературы «виртуальными развлечениями». Актуальность данной проблемы особенно высока в современном обществе. От её решения зависит наше будущее.
Действие футуристического рассказа М. Гелприна разворачивается через сто лет после того, как литературу перестали преподавать в общеобразовательных учреждениях. Автор пишет о том, что с развитием прогресса гуманитарные науки, особенно литература, отошли на задний план.
Позиция автора очевидна: исчезновение литературы приводит к тому, что дети растут бездуховными.
Я не могу не согласиться с автором. С распространением Интернета всё меньше людей читают книги. Но ведь литература – это основа нравственного развития человека.
Так, в очерке «О книге» Д.Н. Мамин-Сибиряк пишет о том, что книга – предмет высшего духовного порядка. Он с горечью размышляет о том, как небрежно, варварски обращаются с книгой современные дети, как равнодушны к ней. И вспоминает своё детство. В семье его страстно любили книги, тратили на них последние сбережения. Библиотека была составлена из произведений классиков: Крылова, Пушкина, Гоголя, Гончарова. Именно с них началось домашнее образование мальчика. Затем появились детские книги, потом новые, а потом – научно-популярные в 60-е годы. И всю жизнь книга оставалась неизменным спутником будущего писателя, в известной степени предопределив развитие его таланта.
Что же будет, если литература полностью исчезнет из нашей жизни? Подобную ситуацию изобразил Р. Брэдбери в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту». В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг – ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.
Таким образом, хотя научно-технический прогресс и делает жизнь человека более комфортной и удобной, он вытесняет из нашей жизни книги. Потеря интереса к литературе приводит к духовному угасанию общества. Поэтому важно повышать интерес людей к литературе. Необходимо, чтобы чтение вошло в моду и никогда не теряло свою популярность.
Текст М. Гелприна
(1)Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.
− (2)Здравствуйте, я по объявлению. (3)Вы даёте уроки литературы? (4)Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. (5)Мужчина под тридцать. (6)Строго одет. (7)Улыбается, но глаза серьёзные.
− (8)Д-даю, − запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович.
− (9)Меня зовут Максим. (10)Скажите, каковы условия.
− (11)Оплата почасовая, − заставил себя выговорить Андрей Петрович. − (12)Когда бы вы хотели начать?
− (13)Завтра, − решительно сказал Максим.
(14)В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. (15)Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. (16)С того самого дня, как его уволили, назвав слишком узким специалистом по предмету...
(17)Новую работу найти не удалось: литература осталась в считанных учебных заведениях, библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. (18)Сбережения быстро закончились, пришлось продать часть имущества. (19)А затем настала очередь книг... (20)За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги. (21)В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг − тех, с которыми расстаться не мог. (22)Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак...
(23)...Максим позвонил в дверь ровно в десять.
− (24)Проходите, − засуетился Андрей Петрович. − (25)С чего бы вы хотели начать? (26)Максим ответил:
− (27)С чего вы посчитаете нужным. (28)Понимаете, меня ничему не учили.
− (29)Да-да, − закивал Андрей Петрович. − (30)В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. (31)А сейчас уже и в специальных.
− (32)Нигде? − спросил Максим тихо.
− (33)Боюсь, что нигде. (34)Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. (35)Читать стало некогда. (36)Появились другие удовольствия − в основном, виртуальные. (37)Игры. Всякие тесты, квесты... (38)Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. (39)А литература, история, география отошли на задний план. (40)Особенно литература. (41)В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. (42)Но и в электронном варианте спрос на литературу падал. (43)Потом литераторов не стало совсем... (44)Да, это был процесс закономерный... (45)Литература не ужилась с прогрессом... (46)Но вот дети, вы понимаете...
(47)Дети! (48)Литература была тем, что формировало умы. (49)Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. (50)Дети растут бездуховными, вот что страшно, Максим!
− (51)Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович... (52)Вы научите меня?
− (53)Да, − сказал Андрей Петрович твёрдо.
(54)Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
− (55)Пастернак, − сказал он торжественно. − (56)Мело, мело по всей земле, во все пределы. (57)Свеча горела на столе, свеча горела...
(58)...Время шло. (59)Андрей Петрович пробудился к жизни, в которой появился смысл. (60)Максим всё схватывал на лету. (61)Но однажды, в среду,
Максим, за полтора года ни разу не опоздавший, не пришёл... (62)Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. (63)Андрей Петрович выбрался из дома, когда находиться там стало невмоготу.
− (64)А, Петрович! − приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. − (65)Давно не виделись. (66)А чего не выходишь – стыдишься? (67)Так ты же вроде ни при чём.
− (68)В каком смысле стыжусь? − оторопел Андрей Петрович.
− (69)Ну, что этого, твоего гостя, − Нефёдов провёл ребром ладони по горлу.
− (70)Вы о чём? − у Андрея Петровича похолодело внутри.
− (71)Ты что ж, в самом деле не знаешь? − всполошился Нефёдов. − (72)Новости посмотри! (73)Андрей Петрович добрался до компьютера.
«(74)Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. (75)Дефект управляю- щей программы, проявление личности. (76)Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться.
(77)Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. (78)Изъят из обращения».
(79)Андрей Петрович поднялся. (80)На негнущихся ногах прошагал на кухню. (81)Подумать только! (82)Он вкладывал в железяку всё, что есть. (83)Всё, ради чего он жил...
(84)...Раздался звонок в дверь. (85)На пороге стояли мальчик лет десяти и девочка чуть младше.
−(86)Вы даёте уроки литературы? − спросила девочка. (87)Андрей Петрович опешил.
−(88)Мы от Макса, − сделал шаг вперёд мальчик.
−(89)Мело, мело по всей земле во все пределы! − звонко выкрикнула вдруг девочка. (90)Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая.
−(91)Свеча горела на столе, свеча горела, − твёрдо произнёс мальчик. − (92)Это Макс велел передать. (93)Вы будете нас учить?
(94)Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
−(95)Боже мой, − сказал он. − (96)Входите. (97)Входите, дети.
(По М. Гелприну)