Сочинение по тексту:
Автор статьи, историк А.А. Сорин, поднимает проблему толерантности, полагая, что она является чрезвычайно актуальной в наше драматичное время.
Автор считает, что понятие «толерантность» вошло в русский язык потому, что оно означает свободное принятие человеком чужих культурных ценностей и позитивное к ним отношение. А.А. Сорин убеждён, что творчество наших великих современников, и прежде всего А.С. Пушкина, показывает достойный пример толерантности. Журналист подчёркивает, что, будучи высокообразованным человеком, наш великий поэт «создавал образы различных культур и эпох». При этом он гениально вживался в чужой менталитет и мастерски передавал его читателю. Для автора статьи важно, что в личности Пушкина не было национализма и ненависти к другим, напротив, он имел живой, непритворный интерес к представителям разных народов, их традициям.
Главная мысль текста заключается в том, что мы должны читать классику, в том числе произведения А.С. Пушкина, и стремиться воспринять её нравственные общечеловеческие идеи, стараться следовать им.
Соглашаясь с автором, отмечу, что образование и культура способствуют воспитанию личности человека, делают его толерантным и открытым всему миру гражданином, воспринимающим как свои, так и чужие духовные ценности.
Справедливость высказанной точки зрения подтверждается аргументами из литературы и публицистики. Обратимся к статье Д.С. Лихачёва «Агрессивность бездуховности», в которой крупный учёный и общественный деятель предлагает нам обратиться к русской классике, поскольку она содержит колоссальный духовный потенциал и делает человека добрее, благороднее.
Другим примером может служить главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» — Юрий. Образ героя, созданный Пастернаком, это образ чрезвычайно образованного человека, открытого миру, людям, всей Вселенной. Герой Пастернака — творческая личность, поэт, не понятый современниками, но вписавший своё имя в вечность. Юрий Живаго — это образец толерантности, образец духовности.
Таким образом, опыт великой русской литературы учит нас: будьте толерантными и открытыми людьми, это сделает вашу жизнь ярче, добрее, богаче.
Текст А.А. Сорина:
(1)Есть слово, сегодня довольно модное, — «толерантность». (2)Именно толерантность , а не терпимость, что было бы по-русски. (3)При выяснении того, чем толерантность лучше нашей родной терпимости, приходится согласиться, что российская терпимость наша ассоциируется с народным «долготерпением» и «бессмысленным вечным испугом», о котором писал Н.А. Некрасов. (4)Иноязычная же «толерантность», обозначая то же понятие, раскрывает двери свободному приятию чужих ценностей, делает нас ответственными за свои выборы и предпочтения гражданами.
(5)Сегодня нам нужно быть толерантными, нужно изучать своё наследие и принимать чужое. (6)Нужно быть воистину детьми XXI века. (7)Чтобы избавиться от националистических предрассудков и ненависти, чтобы повернуться к миру с доверием, необходимо обратиться к собственным истокам. (8)И здесь целесообразно вновь вспомнить о Пушкине.
(9)Думается, что современность Пушкина, его близость к нам сегодняшним выражается, кроме прочего, в том, что, читая его, общаясь с ним, мы приобретаем ту самую толерантность, без которой не существует позитивного видения современности. (10)По идее это качество должно быть близко и понятно всем россиянам, столетиями живущим в многонациональной стране. (11)На деле же его нам весьма часто не хватает.
(12)Да, безусловно, Пушкин — национальный гений. (13)Однако, будучи человеком высочайшей культуры и образованности, он создавал образы и ситуации из самых различных культур и эпох. (14)Откроем хотя бы «Каменного гостя» — перед нами предстанет Испания с её чисто испанским колоритом и духом. (15)Возьмём «Сцены из рыцарских времён» — мы мгновенно попадём в средневековую Германию, и с нами будут разговаривать немцы, с присущим только им образом мышления и поведения. (16)«Пир во время чумы» перенесёт нас уже в Англию, а «Песни западных славян» — в Сербию. (17)«Подражание Корану» поражает проникновением в психологию человека, кровно связанного с мусульманским Востоком. (18)«Бахчисарайский фонтан» — это поэтически воспетый татарский Крым, а в поэме «Цыганы» мы впервые в нашей жизни узнаем о прекрасном кочевом племени вольных людей, для которых нет законов, но которые «робки и добры душою».
(19)Тот факт, что Пушкину были не чужды иные культуры, что они вдохновляли его, поражали, побуждали к творческому поиску, говорит о том, что для него не существовало примитивного деления людей на «своих» и «чужих». (20)Напротив, мы наблюдаем у Пушкина открытый интерес к новому, ещё недостаточно познанному, способность вжиться в иную психологию, как бы сегодня сказали, — менталитет, и виртуозно передать его в таких красках и в такой форме, которые позволяют нам видеть живых людей — немцев, испанцев, французов, итальянцев, арабов — в специфическом, свойственном их эпохе и нации окружении.
(21)Вспомним лишь один отрывок из «Подражания Корану»:
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой...
………………………………………………………
(22)Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.
(23)Студенты из арабских стран, изучающие русский язык, говорили мне, что в этих стихах очень точно передан ритм и дух мусульманской молитвы. (24)Воистину великие национальные поэты интернациональны.
(25)Именно поэтому памятники Пушкину стоят во многих городах мира, и особенно их много в Европе. (26)Европейцы считают Пушкина своим вовсе не потому, что он был недостаточно русским, а потому, что он был подлинно все-человеком, не приемлющим великодержавное чванство, ненависть и гордыню. (27)Действительно, гений Пушкина объединяет народы, заставляет ощущать свою сопричастность единому духовному началу как источнику света.
(28)Гоголь был, безусловно, прав: Пушкин — человек будущего, и нам ещё далеко до его разумного, заинтересованного, открытого и творческого отношения к другим народам и
(29)Националистически настроенные силы, делая из Пушкина чуть ли не икону, часто не понимают, что он бы их никогда не поддержал, ибо путь «спасения России» путём насильственного и мстительного избавления от «чуждых», «пришлых», «понаехавших» абсолютно не соответствует светлому и для всех открытому гению Пушкина.
(30)Пушкин сближает народы и объединяет людей. (31)Думаю, что и вся великая литература и искусство способствуют этому. (32)И если бы люди больше читали, если бы они изучали историю и культуру (хотя бы своей страны), они бы стали терпимее друг к другу. (33)Не происходит этого во многом оттого, что, как говорил наш великий поэт, «мы ленивы и нелюбопытны». (34)Однако личность Пушкина преодолевает этот недостаток, учит нас толерантности и чуткому отношению к другим народам и цивилизациям.
(По А.А. Сорину)