Сочинение по тексту:
Мы все живём в одном обществе, но в то же время мы разные, со своими взглядами и привычками, традициями и нравственными ценностями.
Людей, конечно же, волнуют вопросы межличностных отношений, так как каждый из нас в них участвует. Публицист В. Новик обращается к злободневной проблеме толерантности. Как часто людям не хватает взаимоуважения, благожелательности, доброты по отношению друг к другу. Нас могут раздражать национальность, религиозные убеждения и даже внешность другого человека. Но ведь и мы, возможно, кого-то раздражаем. Автор считает, что следует придерживаться «золотого правила нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Я разделяю мысль писателя о том, что толерантными должны быть не только люди, но и государство по отношению к своим гражданам.
Вся мировая литература посвящена исследованию человеческих отношений. Первый русский психологический роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова исследует логику поведения главного героя Григория Печорина. Вторгаясь в чужую жизнь, он делает людей несчастными, но и сам испытывает мучительное разочарование во всём. Он становится виновником гибели Бэлы, не даёт счастья Вере, обижает холодностью Максима Максимыча. Этот литературный герой напоминает современных молодых людей, эгоистично разрушающих жизнь тех, кто оказывается рядом. Они не ценят ни любовь, ни дружбу, они ничем не хотят жертвовать для других. В моём окружении встречаются такие люди, которым чуждо понятие «толерантность», а самоутверждаются они за счёт более слабых. Но при этом они не выглядят сильными и счастливыми.
Другим примером может служить главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» — Юрий. Образ героя, созданный Пастернаком, это образ чрезвычайно образованного человека, открытого миру, людям, всей Вселенной. Герой Пастернака — творческая личность, поэт, не понятый современниками, но вписавший своё имя в вечность. Юрий Живаго — это образец толерантности, образец духовности.
Автор статьи учит: «Живи и давай жить другим,... признавай право других». Следовать этому правилу в цивилизованном толерантном обществе должен каждый.
Текст В. Новика:
(1)Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения людей друг к другу. (2)Из-за такого дефицита происходит много бед. (3)Казалось бы, так просто — живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично своё мировоззрение,признай право других на то же самое, и всё будет хорошо. (4)Но почему-то не получается.
(5)Очевидно, проблема терпимости и нетерпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.
(6)Есть известное ещё из глубокой древности «золотое правило нравственности»: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».
(7)Если продумать все последствия практического исполнения этого правила, то легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного законодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отношения. (8)Из этого правила следует и необходимость терпимого отношения к другим людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобы тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим», «не хочешь, чтобы тебе затыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п.
(10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отношений к отношениям между безличностными структурами религиозных, общественных, политических и экономических организаций, а также к их отношению к человеческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву какой-либо групповой, политической и т.п. целесообразности. (12)В современном обществе идёт постоянная борьба между так понимаемой целесообразностью и достоинством отдельной человеческой личности. (13)Государство по своей природе всегда тяготеет к манипулированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рассматриванию людей как винтиков большого Левиафана. (14)Гражданское общество, правозащитные организации особенно методически противостоят этой тенденции, отстаивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают права отдельного человека.
(15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культуре современного общества.
(По В. Новику)