Сочинение по тексту:
Как часто мы оказываемся чёрствыми, бестактными людьми и как часто потом жалеем об этом, но исправить ничего уже не можем! В. Дроганов в своём тексте и описывает такую ситуацию, когда люди проявили жестокость,грубость по отношению к своему товарищу, который ничем не заслужил этого. Автор поднимает проблему великодушия, уважения к людям.
Писатель привлекает наше внимание к этой проблеме, вспоминая эпизод из детства своего героя. Как часто бывает в школьных коллективах, и в описываемом классе есть ученик, которого все обижают: нескладный и тихий Коля Бабушкин. Рассказчик принёс книгу своему другу Петьке и положил её на парту Коли. Коля взял книгу в руки, с радостью и восхищением рассматривая её. Грубый окрик заставил его выронить книгу. Автор подчёркивает жестокое отношение к мальчику: «Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться». А ведь у Коли был день рождения, и он подумал, что книга — это подарок для него. Казалось, этот эпизод должен был исчезнуть из памяти героя рассказа, однако совесть в нём всё-таки проявилась, правда, через много лет, когда рассказчик узнал, что Коля погиб в Афганистане, сгорев в танке. Теперь он был бы рад отдать ему любую книгу, но Коли нет. Этот эпизод из детства заставляет автора и нас вместе с ним поразмышлять над взаимоотношениями людей, над тем, как часто проявляются нетерпимость, жестокость, о которой потом так горько жалеют!
Позиция автора по этой проблеме заключена в финале рассказа: «Человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят».
Я согласна с автором рассказа, потому что часто бывают ситуации, когда люди могли бы быть более великодушными, отзывчивыми, человечными. А совершая некрасивый поступок, человек впоследствии осознает свою вину, но исправить уже ничего не может. И это должно стать для него уроком на будущее.
Схожую ситуацию мы можем увидеть в повести В. Железникова «Чучело». Весь класс начинает травлю Лены Бессольцевой. Дети проявляют неслыханную жестокость по отношению к ней. В результате девочка со своим дедушкой вынуждена уехать из родного города. Вероятно, кое-кто из одноклассников Лены в будущем пожалеет о своём поступке.
А в повести А. Алексина «Безумная Евдокия» родители сами воспитали свою дочь Олю эгоистичной и чёрствой, привыкшей к тому, что она всегда самая лучшая. Девочка идёт в поход, потом исчезает. Её все ищут, беспокоятся, разыскивают с милицией, а она, ничего никому не сказав, выполняет задание, связанное с походом. Она хочет выполнить его одна, чтобы её все хвалили за ум и находчивость. Она не учла, что её мать, терзаясь неизвестностью, теряет рассудок. А классный руководитель, Евдокия Савельевна, которую Оля называет «безумной», говорит о том, что нельзя жить только собой, затрагивая походя чужие судьбы. Как теперь будет жить Оля, зная, что по её вине заболела мать?
Оба эти произведения учат нас тому, что надо быть человечным, добрым по отношению ко всем людям; прежде чем совершить поступок, нужно подумать о его последствиях.
Текст В. Дроганова:
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(13)Увидев Бабушкина, всё сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот. (19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
(20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал: — Спасибо за подарок!
(21)— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я. (22)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый
от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
(25)— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что ...
(26)Тридцать лет прошло с тех пор. (27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(29)А эта книга... (30)Колек, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы всё тебе отдали...
(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (33)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
(По В. Дроганову)