«За криком души не слышно разума». (Тит Лукреций Кар)
Душа и разум – две наиболее важные составляющие внутреннего мира, которые, будучи в гармонии, позволяют человеку оставаться человеком. Их взаимодействие рождает наши поступки и устремления. Что делать, если доводы рассудка вступают в противоборство с голосом чувств?
«Слушайте своё сердце, оно не обманет», - говорят одни. Другие же предпочтут эмоциям логику, здравый смысл и холодный расчёт. «Если выбросить из жизни все чувства, боль исчезнет вместе с ними, и я стану неуязвим, - говорил герой книги американской писательницы Жаклин Сююзан «Машина любви». Может быть… Но гораздо чаще безудержность и сила эмоций, страстей одерживают верх над логикой умозаключений и рациональностью разума. К чему это приводит: счастью победы или горечи поражения? Попробуем в этом разобраться.
Героев, предающихся эмоциям и совершающих от этого необдуманные поступки, ситуации, в которых трудно следовать голосу разума, безусловно, можно встретить в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Один из подобных эпизодов, ставший для меня жизненным примером - история проигрыша Николая Ростова. И сейчас передо мной семёновский офицер Фёдор Долохов, жаждущий мщения за отказ Сони, и молодой граф, незадолго перед этим счастливо объяснившийся с троюродной сестрой. Николай из доверительного разговора прекрасно осведомлён о трудностях в денежном положении старого графа Ростова, о том, что на несколько месяцев ему полагается лишь две тысячи рублей, и уж тем более о том, что ему не на что играть! Все эти мысли проносятся в голове у Николая, но он садится за игорный стол английской гостиницы. Что помешало Николаю прислушаться к доводам здравого смысла? В момент игры и читатель, и сам герой видят светлые, холодные глаза Долохова, понимают, что с каждой фразой, с каждым предложением обстановка накаляется всё сильнее, что с Ростовым играют, как кошка с мышкой и чувствуют, что игра будет доведена до логического завершения - материального и морального уничтожения Николая. Но самолюбие, гордыня, нежелание показать свою слабость, ложное представление о мужской чести и тщеславное желание быть лучшим, – вот те чувства, что заставляют Ростова играть и проигрывать целое состояние. Мне всегда искренне жаль Николая, и когда он покидает пирушку в отчаянии, с тяжёлыми мыслями: "Всё кончено, я пропал! … Теперь пуля в лоб - одно остается", и когда мучается от стыда, признаваясь отцу в совершённом, и когда плачет, целуя в раскаянии руки графу. Поистине, Л.Н.Толстой учит каждого читателя слышать голос рассудка, даже если сердце кричит, и уберегать себя от поступков, которые вряд ли потом можно будет понять, оправдать и простить.
Ещё одним произведением, заставившим меня задуматься о том, насколько может быть опасна победа чувств над разумом, стал рассказ из «Маленькой трилогии» А.П.Чехова «Человек в футляре». Автор знакомит нас с малопривлекательным главным героем Беликовым. И дело не во внешности учителя греческого языка (хотя она тоже весьма «привлекательна»!) - он отталкивает чрезмерной закрытостью, отвращением к настоящему, непомерным опасением «как бы чего не вышло» и любовью к запрещающим циркулярам и статьям. И даже решение жениться на очаровательной хохотушке Вареньке Коваленко подействовало на него как-то болезненно: рассказчик отмечает, что герой похудел, побледнел и, «казалось, еще глубже ушел в свой футляр»! Читая рассказ, начинаешь понимать, что «беликовщина» - вовсе не безобидное явление: Беликов открывается нам не просто как человек с причудами – его настороженность агрессивна, всё новое, непривычное, выдающееся пугает его, а он, в свою очередь, сеет страх в окружающих. Подумайте только: из-за «человека в футляре» весь город в течение 15 лет существовал в постоянном страхе. Страхе громко говорить, читать книги, помогать бедным, учить грамоте… Мы привыкли под чувствами подразумевать в первую очередь всплески эмоций, страстей, душевных бурь. А.П.Чехов показал, что гораздо страшнее могут быть чувства, не заметные на первый взгляд, но заглушающие доводы разума целого общества.
«За криком души не слышно разума»… Наверное, не к радости, а к сожалению, наши эмоции зачастую оказываются сильнее, успокаивая призрачными надеждами, увлекая вымышленными идеальными героями, загоняя в ловушки, из которых порой не выбраться. Жаль, что невозможно учиться на чужих ошибках, иначе, опираясь на опыт литературных героев, каждый из нас выверял бы свои устремления, поступки гармонией двух главных составляющих своего внутреннего мира.