«Разумное и нравственное всегда совпадают» Л.Н.Толстой
Мысли о противоборстве разума и чувства волновали человека задолго до появления направлений классицизма и сентиментализма. Литературные произведения, начиная с Библейских историй, убеждают читателя в том, что конфликт между здравым смыслом и голосом сердца чаще всего решается в пользу одной из сторон. Победителем может оказаться чувство, и тогда (всё зависит от результата!) о герое могут сказать, что у него горячее, доброе сердце или что он, сожалению, не справился с чувствами. Что касается победы разума… Интересно, существуют ли люди, способные «просчитывать» с точки зрения здравости, оправданности, логичности каждый свой шаг? А если такое возможно, действительно ли каждое их устремление, побуждение, поступок станут примером для подражания, образцом высокой нравственности? Последний вопрос и будет предметом моих рассуждений сегодня.
Обращение к роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» вполне объяснимо: всю гамму чувств: скуку и досаду, высокомерие и безразличие, гнев и горечь, отчаяние и протест… - испытывают герои произведения. Зачастую они действуют, поддавшись эмоциям, страстям, и тогда Татьяна пишет Онегину письмо с наивным чистосердечным признанием в любви, скучающий Евгений, дразня Ленского, флиртует с его невестой, а поэт-романтик в горячности вызывает бывшего приятеля на дуэль. Но не эти сцены романа стали для меня своеобразным уроком нравственности, добродетели и целомудрия. Перечитывая «собранье пёстрых глав», понимаешь особое значение главы восьмой – в ней описан поступок, как прописано в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, « соответствующий требованиям высокой нравственности». Встреча с Онегиным после двухлетней разлуки. Перед нами княгиня, в которой самый пристальный взгляд (а ведь именно так изучал её Онегин!) не увидел бы изменений: «В ней сохранился тот же тон, Был также тих ее поклон… У ней и бровь не шевельнулась… Не сжала даже губ она»! Автор не пытается обмануть читателя и доверительно говорит об удивлении, поражении Татьяны, о смущении её души, но тут же деталями («равнодушною княгиней», «неприступною богиней») подчёркивает силу её здравого смысла.
«Основанный на разуме, оправдываемый разумом, здравым смыслом» - так объясняется значение слова «разумный» в словарях, так, думаю, можно характеризовать и поведение героини в сцене объяснения с Евгением Онегиным. Удивительно точно передаёт автор состояние Татьяны, не скрывающей при чтении письма своих чувств. Читатель вновь видит «простую деву», глубоко чувствующую, страдающую, мечтающую о любви. Образ Татьяны настолько цельный, высоконравственный, что не возникает даже мысли о возобновлении отношений героев, невозможно представить себе княгиню принявшей чувства Евгения и ответившей на них! Как стон души звучат слова «А счастье было так возможно, Так близко!..» Внутренне сильная, честная и перед собой, и перед Онегиным, и перед мужем, она отказывается от своих чувств, на первое место ставя здравый смысл, понимание долга, чести, верности. Безусловным примером для подражания, образцом высокой нравственности является для меня героиня А.С.Пушкина, в поступках которой «разумное и нравственное» совпадают.