Проблема осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей. По Д. А. Гранину
Как узнать, смог ли ты реализовать себя в жизни? Можно ли выявить соотношение желания и реализованных возможностей? Эти вопросы волнуют читателей, познакомившись с текстом известного советского русского писателя Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей, автор опирается на собственные размышления и жизненный опыт. Утверждая, что человек больше, чем его жизнь, Д. Гранин отмечает, что человек состоит из упущений, неосуществлённых желаний и стремлений, возможностей. В подтверждение своей позиции, он обращается к цитированию известного высказывания Л. Н. Толстого, который утверждал, что у каждого человека есть числитель и знаменатель. Числитель - это то, чем он является на самом деле, а знаменатель – это то, что он о себе воображает. Но советский писатель эту формулу Толстого истолковывает по-своему. Для него в числителе то, что человеку удалось осуществить, а в знаменателе то, что не удалось осуществить.
Опираясь на свой жизненный опыт, автор с уверенностью говорит, что он во многом себя не понял, не реализовал себя полностью.
Писатель подводит нас к мысли о том, что человек намного больше того, что он успел осуществить в своей жизни, так как он состоит не только из свершений, но и из упущенных возможностей.
С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, в каждом человеке много нереализованных возможностей, так как трудно точно определить свои склонности и способности, жизнь намного шире, чем человек.
В русской литературе есть немало примеров того, как литературные герои не смогли осознать свои возможности, реализовать себя в жизни. Например, в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин – яркая личность, обладающая активностью характера, волевым началом, способностью подчинять себе других. Но все его силы уходят в погоне за «приманками страстей», он не смог предугадать своего предназначения, только лишь предполагая, что, возможно, была у него какая-то благородная цель, но он её не нашёл.
В заключение хочу подчеркнуть, что важно правильно оценить свои желания и соотнести со своими способностями, чтобы точно знать, сумеете ли вы достигнуть намеченной цели.
(1)Я думаю, что я так и не понял себя. (2)Человек — больше, чем его жизнь. (З)Иногда гораздо больше. (4)Человек состоит из упущений, неосуществлённых желаний и стремлений, возможностей. (5)То, что осуществлено, — это жизнь.
(6)Но огромная часть человека — это неосуществлённое.
(7)Толстой когда-то говорил, что есть числитель и знаменатель у человека.
(8)Числитель — это то, чем он является на самом деле, а знаменатель — это то, что он о себе воображает. (9)А я думаю, что да, это дробь, но в числителе то, что ему удалось осуществить, а в знаменателе то, что ему не удалось осуществить. (10)То есть то, чем он был. (11)В числителе то, чем он стал.
(12)У каждого человека, вероятно, есть это соотношение, когда он сам куда больше, чем его жизнь. (13)Поэтому сказать, понял он себя или нет, невозможно.
(14)Я не могу.
(15)Я мог стать и тем, и другим, и третьим. (16)Я многое потерял, не сумел, или не стал, или не захотел тогда, а потом уже не смог. (17)То есть я состою из множества несбывшихся, неосуществлённых людей. (18)И я не знаю, какой бы из них был мне важнее, дороже, какой из них добился бы большего. (19)Не знаю и не могу даже это представить себе.
(20)Поэтому я не могу ответить на вопрос: понял ли я себя? (21)Могу только сказать, что я себя во многом не понял.
(22)Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в пятидесятые годы? (23)Чего я боялся? (24)Страхи у нас многое отняли. (25)Я не понял, почему я так примитивно, и грубо, и неполно любил? (26)Теперь только я понял, как я не понимал себя.
(27)В итоге жизни получается всегда величина отрицательная, потому что, как я уже сказал, человек всегда больше, чем жизнь. (28)Возможно, есть какие-то случаи более счастливых дробей.
(29)А гении? (30)У них значения числителя и знаменателя максимально сближены? (31)Трудно сказать. (32)Обычно считается, и, наверное, не без основания, что гений успевает осуществить себя полностью. (ЗЗ)Что ему предназначено, то он и успевает сделать. (34)Возможно, это и так. (35)Но ведь есть гении, которые пережили себя. (36)Ну, допустим, Россини или Артюр Рембо. (37)Писал, писал, перестал писать, стал купцом. (38)Осуществил то, что у него было запрограммировано, программу свою гениальную, или гениевую, осуществил, а потом ушёл — и всё. (39)Есть ещё, наверное, такие примеры, я сейчас просто не помню. (40)Так что с гениями трудно.
(41)Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и неудачи. (42)Никто этого не понимает. (43)Вот Пушкин. (44)Родился в заурядной семье. (45)Я говорю грубо, но в принципе так. (46)Его не понимали. (47)Дядя его — банальный стихотворец. (48)Почему вдруг в этой среде появляется нечто невероятное?
(49)И исчезает, не повторяясь, навсегда. (50)Что такое Моцарт? (51)Тоже появилось нечто божественное и исчезло. (52)Откуда? (53)Почему? (54)Что, сочетание генов? (55)Это беспомощное объяснение.
(56)Это очень странные вещи, но очень важные. (57)Потому что жизнь без гениев была бы неинтересной. (58)Гений — это не пример для жизни, ему нельзя следовать. (59)Таланту ещё как-то можно следовать. (60)А гению...
(61)Во-первых, нет никакого соотношения между жизнью гения и его созданиями. (62)Это никак не соотносится. (бЗ)Гений может быть шалопаем, повесой, бродягой, распутником, хамом и так далее. (64)А создаёт при этом гениальные вещи. (65)Но гений может быть и примерным человеком, педантом. (66)Гёте, например. (67)Тайный советник, благопристойный немецкий быт.
(68)Я не рискну ничего определённого сказать про гения. (69)Всё, что сделал Моцарт, это так прекрасно и так велико, что бессовестно считать, что он мог бы ещё многое написать. (70)Может быть. (71)Думается, что если бы Пушкин ещё прожил, он написал бы не одну замечательную вещь. (72)Или нет? (73)Это вещи таинственные, которых грех касаться.
(По Д. А. Гранину)