Боль утраты исторической памяти. По В. Катаеву
Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, сценарист в своем сборнике воспоминаний «Алмазный мой венец» отразил боль утраты исторической памяти.
Он показывает, как человек, который провел свое детство и юность в определенной обстановке, окруженный знакомыми домами, церквушками, улочками и памятниками, вдруг оказывается словно оторван от своего детства, юности, от всего, что было ему дорого как воспоминание, как напоминание о чудесных мгновениях его жизни, от того, что годами служило связующим звеном между поколениями, являлось памятником архитектуры и чем-то очень важным для народного наследия.
«…Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры…»
«…До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. Привычка…»
«…Память разрушается, как старый город. Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков...»
«…Пустота казалась мне незаконной, противоестественной… и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти…»
Автор пытается донести до читателя то, что исчезновение памятников приводит к разрушению исторической памяти, искажает исторический облик тех мест, с которыми связана жизнь человека, поэтому человек болезненно переживает этот процесс.
Я совершенно согласен с позицией автора памятники истории – это наше наследие. Их необходимо беречь и сохранять и человек действительно без них – потерян. Человек теряется, когда его лишают памяти, тяжело, когда человек видит каждый день воплощенный символ целого периода своей жизни и вдруг его нет, такое ощущение, что человека лишили опоры – он помнит, но того, к чему он привык, что было незыблемым, вдруг не стало и человек, словно лишается друга, который всегда был рядом.
Все, что человека окружает, особенно если это памятники старины, которыми гордится город или страна, вместе с ним проходит сквозь жизнь человека и лишившись этого, он словно остается один. Все дома, храмы, улицы, все, что было дорого человеку, несут в себе – память. Исторические воспоминания особенно ярки в парках и садах – объединениях человека и природы. Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было.
Первое отношение к паркам и садам открыл в России Александр Бенуа с его эстетским культом времени императрицы Елизаветы Петровны и ее Екатерининского парка в Царском Селе. С ним поэтически спорила Ахматова, для которой в Царском был важен Пушкин, а не Елизавета, показывая, что все же было близко лично ей и близко годами для народа, что ассоциируется в его памяти, связанным с этим местом, что важно, для него:
«…Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни…»
Восприятие памятника искусства только тогда полноценно, когда оно мысленно воссоздает картины прошлого. Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик, так как каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.
Как писал сам А.С. Пушкин:
«…Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва…»
Много памятников архитектуры и исторической памяти было уничтожено фашистами в Великую Отечественную войну и хорошо, что многие храмы, музеи, старинные дома с уникальной постройкой, восстанавливаются сейчас, в 21 веке, часто всем миром на деньги от пожертвований самого народа на восстановление.
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.
(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.
(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам...