Сочинение по тексту:
Какова роль веры в жизни человека – вот вопрос, над которым размышляет С.Соловейчик.
Раскрывая данную проблему, автор очень убежденно говорит о том, что «способность верить» необходима людям, и если раньше понятие веры связывалось исключительно с «верой в Бога», то в нашей «реальной жизни» это понятие «используется в нерелигиозном значении». Все «лучшие качества и поступки человека связаны с верой».
Позиция писателя выражена вполне определенно: вера играет огромную роль в жизни человека, становится основой его мировоззрения.
Я согласна с С. Соловейчиком. В раннем детстве мы верим в могущество родителей, позже - в то, что они всегда будут с нами рядом, несмотря на наше знание о смертности людей. Подрастая, мы верим в дружбу, потом в любовь, в то, что жизнь прекрасна и удивительна и что посаженные нами деревья на школьном участке приживутся, цветы расцветут. Мы верим в тысячи разных вещей, но обычно мало задумываемся над этим. Немецкий социолог, философ, психолог Эрих Фромм говорил о том, что человек не может жить без веры, будь то вера в вождей, в машины или успех. К вопросам веры обращались и обращаются писатели и поэты разных эпох.
С. Есенин в стихотворении "Религия Раба" признается, что не религиозен:
Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безответно верит в Бога…
Однако вера у поэта есть:
И вера у меня в чудесное слаба,
Я верю в знание и силу человека.
Современный русский поэт философ Терентий Травник так говорит о жизненной необходимости веры для человека:
Когда тебе не верят – плохо,
Когда не веришь ты – конец.
Конец всем пройденным урокам
И начинаниям конец!
Таким образом, можно сказать, что вера лежит в основе мировоззрения каждого человека.
Текст С. Соловейчика:
(1)Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога», и это неудивительно; долгое время сфера нравственности находилась в ведении религии, и почти все духовно-нравственные понятия имеют религиозное происхождение: дух, душа, милосердие, совесть, даже спасибо. (2)В реальной жизни слово «вера» на каждом шагу используется в нерелигиозном значении. (3)Мы говорим: «вера в победу», «вера в людей»… (4)Все лучшие качества и поступки человека связаны с верой и верностью!
(5)Что значит способность верить? (6)Доказано, что люди наиболее активны, когда вероятность успеха составляет примерно 50%. (7)В этом случае деятельность требует веры и в то же время позволяет верить в успех. (8)Если вера не нужна (когда гарантировано 100% успеха) или невозможна (100% неудачи), работа становится бездушной, постылой и оттого малоэффективной.
(9)Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. (10)Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет его душа, потому что вера – это функция души, как физическая работа – функция руки. (11)Нет веры – нет и добрых чувств. (12)Откуда же им взяться? («Для сердца нужно верить», как писал Пушкин.) (13)Бревно бревном человек, не верящий ни во что.
(14)И, разумеется, без веры невозможно никакое убеждение. (15)Убеждение – это знание, соединённое с верой в него. (16)Не все знания требуют убеждения, смешно заявлять: «Это стол, таково моё убеждение». (17)Убеждения начинаются там, где есть оспоримые знания, труднодоказуемые и трудноопровергаемые. (18)Знания не прямо действуют на чувства, они из разных материй сотканы. (19)Но есть между ними вера – она и чувство, она и знание, она и волнение по поводу знания. (20)Разум действует на чувства через веру: поэтому можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить. (21)Но где нет способности верить, знания не становятся убеждениями. (22)Ум и сердце – «лёд и пламень», их не соединить, если нет передаточного механизма. (23)Как только этот механизм разваливается, человек теряет веру в свои знания, в правду, в жизнь и становится беспомощным…
(24)Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь, и почти наверняка его вера пошатнётся в юности. (26)Что ж, не бывает так: прожил жизнь и не чихнул. (27)Но чем лучше питали человека в детстве добром и красотой, чем больше вокруг него ценили правду и труд, тем крепче будет его нравственное здоровье. (28)Вера в добро со временем укрепится в нём и станет основой мировоззрения.
(С. Соловейчик)