Сочинение ЕГЭ:
“Комплекс неполноценности – огромная сила”. Именно с этих слов я хотела бы начать своё сочинение-рассуждение. Действительно, данный недуг знаком многим: возможно, им страдают ваши друзья, родственники, коллеги, а может быть, и вы сами. Но каждый ли осознал влияние этого психологического состояния на свою жизнь? Так что же, комплекс неполноценности - проклятие или благодать? Именно этот вопрос находится в центре внимания автора предложенного мне текста, С.Д. Довлатова.
Исторические корни проблемы довольно глубоки. Сколько страданий приносили своему народу правители, страдающие комплексом неполноценности! Например, Иван Грозный, устраивающий кровавые расправы, безжалостно убивший собственного сына. Возможно, именно чувство собственной ущербности подтолкнуло царя на данные деяния. Автор предложенного мне текста анализирует проблему, обращаясь к историческим лицам, которых комплекс неполноценности толкнул на ужасающие злодеяния: Гитлер, Савинков, Сталин. С.Д. Довлатов отмечает, что недостаток таланта сделал их чрезвычайно опасными. Автор противопоставляет им тех, кто усердно боролся с чувством собственной ущербности: Моцарт, Сахаров. На их примере С.Д. Довлатов показывает, что комплекс неполноценности может “возвысить до небес”. В то же время автор заставляет своих читателей задуматься о влиянии данного недуга на судьбу человека.
Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. С.Д. Довлатов считает, что у развития неуверенности в себе множество причин: “…таланта не обнаружил”, “успеха не достиг”. В то же время писатель утверждает, что комплекс неполноценности – “огромная сила”, которая может как загубить человеческую душу, так и “возвысить ее до небес”. Так что же, иррациональная вера в превосходство окружающих над собой – это хорошо или плохо, спросите вы? Ответ на этот вопрос можно найти в конце текста: публицист уверен, что человек должен сам решить, чем для него является комплекс неполноценности: проклятием или благодатью.
Я считаю, что автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас по данной проблеме. К сожалению, учась в школе, я не раз встречала “белых ворон”, которые подвергались насмешкам одноклассников. Кто-то смог перебороть комплекс неполноценности и влиться в коллектив, а другие так и остались с чувством собственной ущербности.
Проблема комплекса неполноценности волновала многих писателей: М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, П.В. Санаева,. Именно к произведению последнего я бы хотела обратиться для аргументации своей позиции. Один из героев романа “Герой нашего времени”, Грушницкий, постоянно придумывал себе роли: сначала страдальца, с которым несправедливо обошлись на фронте, затем он встретил Печорина и стал упорно подражать ему. Но так как Грушницкий обладал комплексом неполноценности, подражание вскоре превратилось в слепую зависть. Чувство собственной ущербности толкнуло его на ужасный заговор против Печорина. К сожалению, Грушницкий видел лишь один способ избавиться от своего недуга: убить бывшего товарища. М.Ю. Лермонтов показал своим читателям разрушительную силу комплекса неполноценности.
Порой случается, что комплекс неполноценности развивается по вине родителей. Так случилось и с Олей, одной из героинь повести П.В. Санаева “Похороните меня за плинтусом. С детства она подвергалась оскорблениям матери, что и стало причиной полной несамостоятельности девушки. Она не только не смогла добиться успеха как актриса, но и позволила своей матери отобрать ребенка. Из-за чувства собственной ущербности Оля боялась бороться с матерью за собственного сына и за своё счастье. Когда же героиня под давлением своего сожителя решается забрать ребенка, она делает это тайком в страхе быть вновь угнетенной матерью, чем приносит множество неприятностей близким. Писать показывает, что из-за комплекса неполноценности люди не могут строить свою жизнь, добиваться своего счастья.
Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное, чтобы мы осознали, какое влияние оказывает комплекс неполноценности на человека и как важно вовремя преодолеть его.
Текст С. Довлатова
(1) Комплекс неполноценности – огромная сила. (2) Вот только не ясно – разрушительная или созидательная… (3) Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. (4) Причем творил в сентиментальном духе. (5) С особым рвением изображал цветы. (6) Значительного таланта не обнаружил. (7) Обиделся. (8) Надулся. (9) И постепенно стал Адольфом Гитлером… (10) Случалось такое и на русской почве. (11) Савинков в молодости писал стихи. (12) Выпустил три довольно посредственных романа. (13) Успеха не достиг. (14) И с горя пошел убивать министров. (15) Есть мнение, что особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов. (16) Примеров достаточно. (17) Сталин, Дзержинский, Махно… (18) Половина нынешнего мирового терроризма балуется лирическими стихами. (19) Недостаток таланта делает их чрезвычайно опасными людьми… (20) И так было всегда. (21) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. (22) Толкнуть на ужасающие злодеяния. (23) А может возвысить до небес. (24) Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. (25) Заикался от неуверенности. (26) Избегал развлечений. (27) И только за роялем он преображался. (28) Звали его Моцарт. (29) Говорят, Сальери выглядел куда более полноценным… (30) Академика Сахарова знает весь мир. (31) Его называют совестью России. (32) Такому человеку можно без опасений доверить собственную жизнь… (33) Когда-то Сахаров изобрел водородную бомбу. (34) Подарил советскому государству оружие неслыханной мощи. (35) Объективно способствовал росту коммунистического влияния. (36) Он принадлежал к верхушке советской элиты. (37) Удостоился всех мыслимых благ. (38) Впоследствии его охватили нравственные сомнения. (39) Научное открытие могло послужить силам зла. (40) Сахарова мучило ощущение вины. (41) Его угнетал тяжелый комплекс раскаяния. (42) Наконец, он возвратил государству полученные деньги. (43) Заинтересовался социальными проблемами. (44) Так началась его общественная деятельность. (45) Ее результаты трудно переоценить. (46) Сахаров – чуть ли не единственная инстанция, противостоящая коммунистическому режиму. (47) А началось все с водородной бомбы… (48) Так бывает… (49) Нечто подобное творится с атомной энергией. (50) Ею можно обогреть весь земной шар. (51) А можно расколоть его на тысячу частей. (52) По нашему усмотрению… (53) Что же это такое – комплекс неполноценности? (54) Вечный тормоз или вечный двигатель? (55) Проклятие или благодать? (56) Я думаю, это зависит от нас.