Сочинение ЕГЭ:
Как комплекс неполноценности влияет на судьбу человека? Именно такой вопрос известный писатель С. Довлатов поднимает в предложенном нам тексте.
Данная проблема определенно не нова, но нельзя сказать, что она нашла решение в современном мире. То, что психологические брошюры, авторы которых готовы учить каждого обрести внутреннюю гармонию, продаются под статусом «бестселлер», свидетельствует: человек до сих пор испытывает страх перед комплексом неполноценности.
Автор предложенного текста, С. Довлатов, анализируя причины появления комплексов, обращается к фактам из биографий известных людей. Сопоставляя судьбы Гитлера, Савинкова, Махно, В. Моцарта и А. Сахарова, писатель акцентирует внимание читателя на том, одних ощущение ущербности привело к «кровожадности», других – к созданию гениальных произведений. Писателю необходимо решить, при каких условиях происходит трансформация одного и того же ощущения в положительный фактор или отрицательный.
Позиция автора становится ясна из его рассуждений: «Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. …А может возвысить до небес». В последних предложениях С. Довлатов говорит о том, что каждый из нас должен самостоятельно решить для себя, что для него комплекс неполноценности: «Вечный тормоз или вечный двигатель? Проклятие или благодать?»
Не могу не согласиться с автором в том, что каждый человек решает для себя сам, какое место отведено в его жизни комплексу неполноценности. Подтверждение своей мысли я нахожу в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре». Помните, главный герой, учитель греческого языка Беликов, смертельно боялся нарушить какие-либо нормы и запреты. Он и умирает от ощущения униженности, боязни быть осмеянным обществом. То, что учитель спущен с лестницы, возможно, будущим шурином, Михаилом Коваленко, могло остаться просто смешным, нелепым эпизодом, но чувство ущербности Беликова настолько велико, что приводит к смерти. Белкина можно пожалеть, можно упрекнуть в том, что он никак не пытался бороться со своим комплексом, но его пример объяснил мне, что комплекс неполноценности способен разрушить судьбу человека.
Следующий пример для подтверждения своей позиции я нахожу в повести В. К. Железникова «Чучело». Новенькая в классе, Лена Бессольцева не нашла общего языка с одноклассниками, более того, была обвинена в предательстве. Испытывала ли девочка ощущение непохожести на других, ущербности? Безусловно! Но В. Железников показывает нам, как Лена, несмотря на бойкот одноклассников, насмешки, издевательства (чего стоит сожжение чучела!) смогла быть не такой как все. Я была потрясена тем, как Лена невинно страдала за своего друга и стойко противостояла клевете – она ни на минуту не задумалась о том, чтобы оправдать себя в глазах одноклассников. Думаю, прочитав повесть В.Железникова, можно говорить о том, что человек способен перебороть свой комплекс быть неполноценным и, не потеряв себя, отстоять право на уважение.
Заканчивая рассуждение, я бы хотела признать, что такое явление, как комплекс неполноценности способно оказать решающее воздействие человека, но только нам решать, как совладать с ним.
Текст С. Довлатова
(1) Комплекс неполноценности – огромная сила. (2) Вот только не ясно – разрушительная или созидательная… (3) Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. (4) Причем творил в сентиментальном духе. (5) С особым рвением изображал цветы. (6) Значительного таланта не обнаружил.